Кармовы

Как, откуда появился и развивался род Кармовых, в течение веков оставивший заметный след в истории адыгов? С какого времени можно говорить о фамилии Карма как о самостоятельном роде? Есть разные версии происхождения фамилии Карма. Одна из них основана на легенде. Народные предания относят ее к XV-XVI векам. (Нам же, к сожалению, удалось проследить родословную Кармовых с 1732 г.) Эта история рассказана Гисой Ордоковым, известным знатоком легенд и сказок. Мы знаем ее со слов Мухамеда Кармова. Но хотелось бы подчеркнуть, что очень многие представители рода Кармовых не признают ее.

В ХV-ХVI веках на берегу Черного моря близ Тамани жил очень большой и воинственный род Афаджановых. С кабардинского языка “афаджана” переводится, как кольчужная рубашка, атрибут воинов. Род был назван так, потому что мужчины практически не снимали доспехов и постоянно воевали. Они принадлежали к племени шапсугов и, являясь пограничным народом, храбро сражались с врагами и не позволяли грабить и убивать население. Враги решили вывести под корень весь род. И когда мужчины находились в походе, они напали на мирное село. Сопротивление оказывали все — старики, женщины, дети. Их всех перебили от мала до велика. А после возвращения из похода, попав в западню, были убиты и все мужчины рода Афаджановых. Боясь, что любой оставшийся в живых ребенок может в будущем оказаться кровником, враги вырезали всех, не оставляя себе даже рабов. Так был почти полностью уничтожен род Афаджановых. И только одна беременная женщина, родом из знатного абазинского рода, выжила, забившись между камней. После того, как все было кончено, она решила вернуться в дом к отцу и, хотя дорога была неблизкой и небезопасной, она дошла. И уже почти у самого отчего дома она под тенью калины родила сына. Когда женщина рассказала все, что с ней произошло, отец решил дать мальчику фамилию К1арма (по-абазински “калина”), чтобы враги не узнали о последнем Афаджанове и не стали преследовать мальчика. От этого младенца, последнего из рода Афаджановых, и произошел род Карма. Мальчик со временем вырос и отомстил врагам своего рода, но решил оставить фамилией название дерева, под которым он родился. Такое решение им было принято еще и потому, что в то время абазины поклонялись деревьям.

Поскольку в то время было модно причислять себя к пришлым, не исключено, что эта история была вымышлена. А возможно, она является истинной. Главный вопрос, который возникает при этом, как могло произойти, что род впоследствии не вернул себе свою фамилию? Ведь Кармовы были достаточно влиятельным родом. Это про них в 1846 г. командующий войсками по Кавказской линии и Причерноморью генерал-лейтенант Заводовский писал, что абазинские владельцы Лоовы, Дударуковы, Кармовы и Трамовы раньше были покорены кабардинскими князьями, а теперь только Трамовы подчинены и живут в Кабарде, а остальные никак не относятся к кабардинцам. Кроме этого, обнаружился следующий интересный факт. У черкесского султана Египта XV века, жившего в начале века, фамилия была Кармоко. Эта фамилия переводится, как “сын Карма”, и если была такая фамилия, она могла произойти только от производной — Карма. Если есть сын Кармова, то должен быть и сам Карма.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что корнем слова является индийское слово “карма” (судьба). А по изысканиям А.А.Максидова, в грузинском языке существует слово “крма”, которое означает воспитанник 16-17 лет. Он обнаружил это слово в комментариях историка-кавказоведа Г.В.Цулая “Жизнеописание картлийских царей” Л.Мровели. Грузинское слово “крма”созвучно слову “карма”. Далее, на слово “карма” похоже ногайское имя Кармук. Раши-ад Дин, который жил в XIII веке, записал ногайскую легенду: “У Огуза было 6 сыновей, каждый из них имел 4 сыновей. Братья Огуза и некоторые его двоюродные братья из присоединившихся к нему Уйгуре, Канлы, Кипчака, Кармука, Калача, и Агача-Эри”. Затем в легенде повествуется, что “когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак (похоже на абазинское племя "баракай"), с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время беременная женщина, муж которой был убит на войне, влезла в дупло дерева и родила там мальчика”. Мальчика назвали Кипчак. Имя Кармук очень похоже на Карма. В документальной истории тюркоязычных народов имя Кармук более не встречается. Еще очень интересен тот факт, что в этой легенде рассказ о происхождении кипчаков почти совпадает с легендой о происхождении рода Карма.

История оставила нам очень много загадок. Получить ответы на наши бесконечные вопросы — дело очень трудное, и историкам надо понять, что нельзя подходить к изучению истории народов глобально, не оценив путь конкретных людей и фамилий, невозможно до конца понять, как развивалась история. В выяснении происхождения рода Карма также представляет несомненный интерес совпадение основной тамги фамилии Кармовых со знаком протоиндийской письменности. Резюме будет следующим. Фактов, подтверждающих или опровергающих ту или иную версию, практически нет, а доводов для того, чтобы склониться к той или иной версии, не хватает. Так что на сегодняшний день обе версии имеют право на жизнь, и право каждого попытаться доказать или опровергнуть любую из них. Среди самых ранних описаний тамги (1831), относящихся к конкретному человеку, известно упоминание о Шу Кармове. На задней правой ляжке его лошади стояла его личная тамга, отличавшаяся от родовой тамги Кармовых. Естественно, что братья таврили своих лошадей, чтобы отличить своих лошадей в общем табуне братьев Кармовых. Надо сказать, что, несмотря на то, что к тамге прибавлялся какой-то новый знак одного из братьев, основа родовой тамги всегда оставалась.

Представители рода Кармовых показали себя во многих сферах человеческой деятельности. Один из основных видов деятельности, в которой они себя проявили,— это служба. Из Кармовых за сто лет, с 1820 г., были награждены серебряной медалью за храбрость 4 человека (Киляр, Фица, Бекмурза, Альбахсит). Награжден серебряной медалью за усердие - один (Махмуд). Золотой медалью за храбрость — один человек, Георгиевским крестом III степени - один человек (Ляо). Орденом Святой Анны III степени были награждены два человека. Орденом Святой Анны IV степени за храбрость — один человек. Из среды Кармовых вышли два ротмистра (Кизильбек и Долак), один штаб-ротмистр (Ильяс), три подпоручика, один старший урядник, один младший урядник (Шыхым). На Кавказе во все времена считалось, что судьями могут работать только честные люди, и, особенно, в Кабарде, где отношения были запутаны так, что нередко тяжбы не мог разобрать даже профессиональный судья. Таковыми показали себя Кармовы, работавшие в разное время судьями сельских и участковых судов. Среди них Аслангерий Угурлы, Измаил, Пшизабий и другие. Всего 10 человек. В разное время депутатами и доверенными от народа выступали 9 человек. Среди них Шу, Канамат, Индрис и др. Представители Кармовых были старшинами в трех селениях Кабарды: в Кармово, Атажукино-3 (Заракуш) и Ашабово (Кази). Одним из первых учителей в Кабарде был Исхак Кармов. Про него в 1914 г. на съезде доверенных Кабарды и Балкарии говорили, что Исхак свои лучшие годы отдал народу и почти все грамотные кабардинцы и балкарцы являются его учениками. Кармовы достигли успехов и в сельском хозяйстве. В деле 1917 г. об учреждении общества кабардинских конезаводчиков есть список его участников. В этом списке фигурируют два представителя рода Карма. Они просили выделить ввиду нехватки земли в Кабардинском округе земельный участок в Ставропольской губернии для поддержания кабардинского конезаводства. В 1915 г. в списке конезаводчиков, сохранивших кабардинскую породу лошадей, в частности, записан Исмаил Кармов. Согласно Терским ведомостям № 112, в 1892 г. в Прохладном проходила сельскохозяйственная выставка. На ней получил похвальный лист за крупный рогатый скот Т. Кармов. Кармовы активно участвовали и в светской жизни Кабарды. Так, в 1915 г. на благотворительный бал-маскарад пригласительный билет № 1 был выписан на имя Исмаила Кармова. Кармовы были и среди тех, кто активно участвовал в деле свержения царизма. Алибек Кармов был одним из активных сподвижников Катханова. В книге “Статьи и речи” Б. Э. Калмыкова записано, что движение 1905 г. возглавляли от дворян и князей Атажукины, Кармовы, Шипшевы и т. д. Правда, дальше пути Кармовых разошлись, и они попали в списки тех, кого Советская власть уничтожала целыми фамилиями. Один из первых большевиков, который вступил в партию, был Бекмурза Кармов. Он вступил в партию в 1924 г. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. погибли только из Зольского района Кабардино-Балкарии 15 представителей рода Кармовых.

Р.К.КАРМОВ, г.Нальчик

Hosted by uCoz