Савойский А.В. "Происхождение фамилии Кубаловы"

      Фамилия «Кубаловы» известна в Зольском районе КБР [Гуэбэл]. Поскольку точное ее происхождение в каких-либо источниках и современной исследовательской литературе не объясняется, то я могу лишь предоставить наиболее вероятные версии.
      I. Осетинская версия.
      Больше всего фамилия Кубалов встречается в Северной Осетии*, но ее осетинское звучание Къубалты [где окончание «-ты» означает множественное число] мало похоже на кабардинское звучание «Гобал» [Гуэбэл]. Однако, есть в Осетии еще одна фамилия – Гобаловы, более схожая по звучанию с кабардинским вариантом. Можно предположить, что осетинская фамилия Къубалты произошла от имени предка Къубал, которое, в свою очередь, связанна с арабским словом “Кубба/Губба” [Qubba] – «купола» или «мавзолей с куполами». Кстати, названия селений Куба и Куба-Таба в КБР произошли от того же арабского слова, т.к. в окрестностях расположено большое количество древних мавзолеев куполообразного вида.
      Происхождение многих осетинских [и вообще кавказских] фамилий связано с обычаем кровной мести. Согласно нему кровник не имел права оставаться жить на прежнем месте, переселялся куда-нибудь и менял свою фамилию. Семья начинала носить его имя, хотя помнила свою прежнюю фамилию, и память об этом передавалась из поколения в поколение.
      Еще один вариант, когда разросшиеся родственные кланы поселялись в разных местах и давали начало новой фамилии, т.е. имя предка данного клана превращалось в фамилию. Т.о. у осетин появилась более широкая родственная группа – арвадалты, охватывавшая эти кланы. Браки между такими фамилиями запрещались.
      Бывали случаи, когда одна фамилия становилась арвадалты – другой фамилии на основе поручительства "армыдзыд". В осетинских фамильных преданиях встречаются сведения о том, что две переселившиеся куда-то далеко фамилии на новом местожительстве начинали себя считать арвадалты, хотя между ними не бывало кровного родства. Целью было выглядеть мощнее в глазах окружающих, оказывать помощь и поддержку друг другу. Арвадами по поручительству, присяге, а не по крови считаются по преданиям и осетинские фамилии: Кубаловых - Кибизовых - Калуховых - Саккаевых. Хотя есть у них предание и о происхождении от общих предков.
      Осетины Кубаловы жили и живут во многих населенных пунктах – Беслан, Эльхотово, Старый Батакоюрт, Новый Батакоюрт и др. Основание современного города Беслан связано с тагаурскими алдарами [дворянами] Тулатовыми, которые проживали в ауле Нижний Кобан. В 1825-30 гг. в Тагаурии [восток Осетии] началось повстанческое движение. Войска царского генерала Абхазова сожгли много селений, в результате чего, многие тагаурцы переселились в земли ингушей и кабардинцев.
      Но планы царской России по христианизации осетин начали реализовываться еще раньше, в 1762 г. Екатериной II был утвержден проект переселения осетин на северную равнину. В 1763 году, в землях независимого государства Кабарда, Россия построила укрепление Моздок, что послужило началом 100-летней Русско-Кавказской войны. В новом укреплении и вокруг него были поселены осетины и кабардинцы, пожелавшие перейти на сторону России и креститься. Сопротивление кабардинцев привело к тому, что в 1779 году, Кабарда потеряла свои земли за реками Малка и Терек. Генерал Ермолов начал создание цепи военных укреплений и поселений, а в 1822 г. разделил Владикавказскую равнину [т.е. часть Малой Кабарды], на четыре района. Учитывая недовольство переселяемых на равнину осетин, царское правительство стало заселять плодородные земли Малой Кабарды казаками. В 1833 году из Польши на Северный Кавказ были переведены два казачьих полка, из которых сформировали Владикавказский казачий полк, расквартированный в Кабарде и Осетии, был воздвигнут ряд укреплений, из которых позже образовались казачьи станицы Ардонская [1837 г.], Урухская [1838 г.], Николаевская [1838 г.], Архонская [1838 г.], Змейская [1849 г.] и др.
      Аул Тулатова оказался в границах земель, отводимых казакам, в связи, с чем гражданское население решили перевести в другое место. Инициатором переселения выступил Беслан Тулатов. Он писал: "В 1847 году по приказанию наместника Кавказского [Ермолов], фамилия наша ... переведена была на правый берег реки [Терек] и поселена в верстах 17-ти ниже Владикавказа, где и наделена землею, которая бывшим начальником Владикавказского военного округа господином генерал-майором Нестеровым объявлена за нами в вечном и потомственном владении". Вместе с ними в Туланово [современный г. Беслан], в числе многих других фамилий, перебрались и Кубаловы.
      В 1839 году командир кавказского корпуса генерал Головин донес военному министру: «В минувшем, 1838 году на правом берегу Терека поселен аул осетин – мусульман**, называемый Эльхотовским. В него заселилось 88 семей из мусульманских сел Тулатово [Беслан], Зилги, Брут, Заманкул, Карджин.
      Одним из вероятных путей появления осетин Кубаловых в Кабарде, можно считать путь связанный с «хаджиретами» [переселенцы – араб.]. Естественно, что действия царской администрации по заселению Малой Кабарды осетинами и казаками, а также постоянные репрессии, не могли не привести к возмущению кабардинского народа. Воспользовавшись этим, в 1846 году в Кабарду пришел с войсками Шамиль. Он перешел Терек в районе ст. Змейской и часть кабардинцев [возможно и осетин, и ингушей] присоединилась к нему. Однако большая часть Кабарды оставалось верной России и Шамиль вынужден был вернуться в Чечню, а многие из перешедших на сторону Шамиля кабардинцев раскаялись и вернулись на сторону России. Несмотря на это в 1847 г. был создан специальный суд для наказания лиц, бывших в связи с Шамилем. Больших восстаний в Кабарде больше не было, а недовольные предпочитали переселяться к закубанским адыгам и основывать там свои аулы. Они стали известны под названием «хаджиреты» или «беглые кабардинцы». Возможно, одна ветвь осетин Кубаловых вместе с кабардинцами ушла за Кубань, а уже после, с «абуковцами», попала в современный поселок Залукокоаже.
      II. «Западно-кавказские» версии.
      Точного повторения написания фамилии Кубалов на Западном Кавказе не наблюдается, но можно отметить несколько схожих по звучанию фамилий – 1) шапсугская «Кобле»; 2) абазинская «Кабалов».
      Кобле – шапсугский [адыгский] клан, живший на побережье Черного моря, который объединял много шапсугских фамилий. После окончания русско-кавказской войны [1864], оставшиеся шапсугские семьи были переселены к р. Кубань, на территорию современной Адыгеи. Т.о., из Адыгеи Коблевы могли попасть в Алтыкесекскую Абазию [восточная часть КЧР], затем в Абуково [Залукокоаже], а фамилия могла трансформироваться в Кобал.
      Фамилия Кабалов пишется и звучит у абазин как Квабал. Абазинское «в» очень часто заменяется у адыгов на звук «у», а «к» - на «г». Т.о., попав в кабардинский аул Абуково, фамилия легко могла трансформироваться в Куабал/Гуабал. Учитывая, что большинство современных кабардинских фамилий Зольского района КБР имеют абазинское происхождение, а также схожесть тамги [дэмыгъэ] Кабаловых с тамгами Абуковых, я считаю эту версию происхождения фамилии наиболее достоверной.
      Первое упоминание о «залукокоажских» Кубаловых встречается в 1870-1871 гг. Так, в списке жителей аула Абуково значится семья Ильяса Губалова [Кубалова]. Предки нынешней, самой многочисленной «залукокоажской» ветви Кушховых также проживали в ауле Абуково, который располагался в 25 км от Кисловодска [современный п. Первомайский]. По документальным данным, там проживало в то время 44 кабардинских и абазинских семей. В роду Кушховых была долгожительница [111 лет.] Сана Патовна Кушхова [в девичестве Кубалова]. Она рассказывала, что хорошо помнит детские годы, когда жила в ауле Абуково и рядом с ее родителями жили семьи из рода Кушховых.
      « … когда нам разрешили переселиться [1903-1904 гг. – примеч.], – вспоминала она, – все 49 семей аула Абуково направились на место нынешнего поселка Залукокоаже. Я своими руками строила первые дома будущего села ... А жизнь продолжалась и судьба распорядилась так, что 19-летний лихой наездник Харун Асхадович Кушхов из села Атажукино [Заюково] умыкнул меня в 16-летнем возрасте, и свадьбу справили в новом селении Залукокоаже». Следует отметить, что Харун – правнук Угурлы Кушхова, но не из тех семейств, которые переселились из Абуково, а из «заюковских». Он – внук Дунакая Угурлиевича, нашедшего пристанище в Баксанском ущелье. После женитьбы на Сане Патовне Кубаловой он остался в Залукокоаже.
      Существует также упоминание [С.Н. Бейтуганов «Кабардинские фамилии»] того, что Кубаловы имели свой хутор [т.е. несколько отдельно стоящих домов] близ аула Кармовых [Каменномостское]. Так, Бейтуганов пишет, что: «В 1886 г. был составлен проект поземельного устройства безземельных горцев, в соответствии с которым в 1888 г. состоялся “отвод участка количеством 1300 десятин на 100 дворов при реке Малке для образования поселка из безземельных горцев”, названого затем “Хабаз”. Таким же образом к аулу Кармова в административном отношении причислялись несколько хуторов: Кургоко Анзорова, фон Гарпе, Андрея и Абади Кубаловых, Койсыма Джаттоева, Лафишева, Кармова (Кучука), Губаревых».

Hosted by uCoz