Малкинская ветвь рода Кушховых

Алим Савойский

     Род Кушховых считается в Кабардино-Балкарии одним из самых многочисленных и занимает 3-е место после Шогеновых и Кардановых. Кушховы проживают в 53 населенных пунктах Кабардино-Балкарии, насчитывая примерно 858 семей численностью свыше 4000 человек. В августе 1996 г. род собрался на свой I съезд и создал Родовое Объединение «Къущхьэхэ». Из старейшин и активистов был выбран «Совет Родового Объединения», выпущена книга - «Социально-исторический портрет рода Кушховых», выпускается малыми тиражами газета - «Голос Кушховых». На этом же съезде было объявлено о родстве и происхождении от общего предка Темирбулата всех ветвей Кушховых (КБР, КЧР, РА и зарубежной диаспоры). Вообще, слово Кушха [Къушъхьэ] – адыгское. Оно на адыгейском наречии переводится как «гора» или «вершина горы», а на кабардинском – «горец», хотя кабардинское «Къущхьэхъу» значит «горное пастбище», но никак не «горское пастбище». Исходя из этого и некоторых архивных материалов, члены Совета Родового Объединения делают вывод об адыгском происхождении рода. Существуют и другие семейные предания о происхождении некоторых ветвей рода, но возможно они возникли после октябрьской революции, когда начались гонения на служителей ислама, зажиточных крестьян и бывших узденей.

     Самое большое количество Кушховых живет в Зольском районе КБР (около 990 чел.), а по населенным пунктам района – в поселке Залукокоаже (около 500 чел.). Также представители фамилии живут в селах Камлюко (около 91 чел.), Малка (около 118 чел.), Приречное, Псынадаха, Сармаково, Светловодское. Условно их можно разделить на «зольских» - Залукокоаже, Светловодское, Псынадаха, и «малкинских» - Малка, Камлюко, Приречное, Сармаково.
     О происхождении «зольских» известно многое – например, как минимум с 1870-1871 гг. семьи Кушховых проживали в ауле абазинского узденя Атажуко Абукова на р. Подкумок. На 1870-1871 гг. здесь числились семьи Кази, Сафралы, Машуко, Мизы и Шамиля - потомков Угурлы Кушхова. Попав в 1904 гг. в долину реки Золка, часть рода осталась здесь, а остальные продвинулись дальше и стали основателями ветвей рода Баксанского, Чегемского и Терского районов, хотя нельзя исключать вероятности их более раннего переселения туда. Например, в списке жителей переселившегося в 1865 году с р. Кума на р. Малка аула Песчанный (Нырово), который вошел в состав аула Кармово (Каменномостское), упоминалась семья Жамбека Кушхова в количестве 7 человек. Вообще о «зольских» Кушховых известно и написано очень много, поэтому перейдем к «малкинским».

     Однозначного объяснения происхождения ветви «малкинских» Кушховых нет, но, судя по генеалогической схеме рода, почти все они пошли от единого предка Темирбулата. Тут возможны несколько вариантов возникновения рода, поэтому рассмотрим их все:
1) Некоторые семьи «малкинских» Кушховы были частью «зольских» Кушховых, переселившихся с территории современной Карачаево-Черкесии, как это и видно по схеме рода.
2) Известно, что квартал Ашабовых современного селения Малка был раньше аулом Ашабей и находился на территории современного Баксанского района - на реках Гунделен, Кишпек и др. В 1846 г. «хаджирет» уздень Ашабов вернулся с повинной из-за Кубани, ему определили местом жительства реку Малка, где он поселился со своим аулом. Т.о., это могли быть семьи Кушховых с Баксанского ущелья, также вероятно родственные «зольским».
3) Второй вариант может пересекаться с первым и. некоторые Кушховы могли перейти на реку Малка вместе с Ашабовым сразу из Закубанья.
4) Некоторые семьи Кушховых действительно могли произойти от переселенцев - балкарцев, карачаевцев и осетин. Например, семейное предание одной ветви Кушховых из с. Малка гласит, что два брата Алагировых из Осетии попали в Кабарду скрываясь от кровной мести, а уже здесь их стали называть Кушховыми. В самой Осетии такая фамилия не встречается, поэтому они могли быть просто выходцами из Алагирского ущелья (Примечание: судя по схеме рода – потомки Шу Темировича). Кушхов Таля Аюбович, 1909 г.р., из с. Сармаково рассказывал: - «Мой прадед Докшуланы Салих, из Хурзука в Карачае, приехал в Сармаково, чтобы учиться в медресе. Здесь и остался. Поскольку он был карачаевцем, его назвали Кушховым. В Сармаково у него родились три сына - Эльбездоко, Якуб, Шахбан. Внуки его - Мазан, Аюб, Зубер, Мудар, Хапаго, Амин и Шафия» (Примечание: судя по схеме рода – потомки Кошуко Жантемировича). Также, в прошлом бытовала такая практика, что освобожденные крестьяне брали себе фамилию бывших хозяев. В с. Камлюко есть семьи Кушховых, которые раньше носили другую фамилию.

     Говоря о «малкинской» ветви Кушховых, нельзя не вспомнить одного из самых известных ее представителей – Умара Шуевича (1784 г.р.). В книге С.Н. Бейтуганова «Кабарда в фамилиях» представлен архивный документ от 7 января 1872 г.: «Дано сие эфендию селения Ашабово Хаджи Тагиру Кушхову в том, что он происходит рожденным от его родителей, которые из древних кабардинских узденей ворк шовотлухуса, по достоинству и усердной его отца Умара Кушхова к службе и богослужению и преданности к России в 1822 году произведен в достоинство кабардинского народного ефендия и за его отличное благоустройство в Кабарде неоднократно был награжден подарками по Высочайшему повелению Государя Императора чрез главнокомандующего в то время Отдельным Кавказским корпусом генерала от инфантерии Ермолова. Ефендическое Або, которое и ныне хранится в память родителя, и кроме сего разными вещами, следовательно, ефендий Хаджи Тагир вполне есть не только что из природы кабардинских узденей, а настоящий ефендический сын, ныне ему от роду 60 лет, а в должности ефендия 30 лет, имеет при себе четырех сыновей, из коих 1-й Магомет (Мухамат – примеч.) – 30 лет, ефендий, 2-й Исуф – 25 лет, тоже ефендий, 3-й Касым - 12 лет и 4-й Хамзет - 8 лет» [ЦГА КБР ф.40, оп. 1, д.18, л.161 об.].
     Т.о., Умар Шуевич, был народным эфенди Кабарды с 1822 г. Назначение сельских, аульских эфенди или мулл осуществлялись по согласованию с народным эфенди. Его сын Хаджитагир, внуки Мухамат, Исуф, а также правнук Мажид стали служителями ислама. Хаджитагир Умарович упоминается в списке мулл Кабарды за 1857 г., как мулла аула Аджиева на Малке, который в то время стоял рядом с аулами Ашабово и Трамово. Затем, в 1867 году он упоминается среди основных «бунтовщиков» выступавших против отмены крепостного права и подбивавших народ к очередному переселению в Турцию. Скорее всего, из-за этого Хаджитагира осудили и сослали в Сибирь. Рассказывают, что его мать ездила к наместнику Орбелиани с ходатайством об освобождении сына. Когда тот понял, о ком идет речь, то через переводчика передал старушке, что ее сын не только не будет освобожден, но и больше никогда не увидит солнечного света. Старушка, в свою очередь, через переводчика передала царскому сановнику: «Не ты, незаконнорожденный …, освободишь его, а всемогущий Аллах поможет мне в этом». Хаджитагиру посчастливилось вернуться и обзавестись семьей, позже он переселился из Малки в с. Аргудан, где сейчас живут десятки его потомков. Переселился он, скорее всего, из-за того, что там жили потомки его родного дяди Амызы Темировича.
     Его брат Исуф умер рано, оставив на попечение жены дочь и двоих сыновей. Она сумела дать сыновьям неплохое по тем временам образование. Старший – Мажид также стал муллой. После октябрьской революции, в 1930 г. он был осужден за религиозную деятельность и расстрелян. В 1995 г. его посмертно реабилитировали.
     Жагфар Исуфович окончил в Аргудане четырехгодичное реальное училище у знаменитого педагога Кургоко Кудашева. Человек грамотный, он был награжден именными золотыми часами с дарственной надписью «За хорошую учебу», а в Первую мировую войну достойно представлял свой род. В 1930 г. Жагфар вступил в колхоз, работал на полях, фермах, долгое время был мельником. Будучи набожным человеком, всю жизнь держался в рамках духовных и государственных законов. Видимо, это спасло его от репрессий. Умер Жагфар Исуфович в 1979-м, на сотом году жизни. Его сын Амирхан - один из первых горных инженеров среди кабардинцев.

Далее

Hosted by uCoz