Маргушевы

В географическом описании Большой Кабарды, составленном в 1753 г. майором И.Барковским, упоминается, что “впала устьем в Черек река Маргуша и по той реке Маргуши довольное число лугов и лесу”. В том же году кабардинские владельцы направили письмо императрице Елизавете Петровне о их соглашении между собой и организации суда узденей. Среди подписавших письмо — уздень Исмаил Маргуш.

В фольклоре встречается также “Лысая гора Маргуша” (Маргъушым и фэхур). Есть и хребет под названием Маргъуш шытх. Хан-Гирей зафиксировал название речки Мархгушее (приток Аргудана). Возникновение гидронима Маргуш отдельные ученые относят к случаям образования от имен личных. Термин Маргуш уходит в глубокую древность. Так, А.Л.Хромов отметил ягнобское слово марг — “поляна”, “луг”. Специально о слове “марг”, как очень давней лексеме в иранском языке, писала А.3.Розенфельд, которая также считает, что слово это заимствовано арабами. Установлено, что у греков Маргиана — древняя страна, орошаемая водами этой реки. Справочники информируют, что древнее название реки, переданное греками в форме “марг”, еще долго сохранялось в мусульманское время ... От названия реки было также образовано название местности маргуш в древне-персидских надписях.

В литературе встречается фамилия Маргошвили. Видимо, здесь имеем дело с грузинским вариантом современной фамилии Маргушев. Маргошвили считаются одними из наиболее старинных жителей Панкиси (Грузия), переселившихся туда в середине прошлого столетия из с.Чабано, и происходившими из Майстинского тейпа бывшего Итумкалинского района ЧИАССР. У чеченцев и отчасти ингушей принято писать фамилию по отцу. У кистов (грузинское название вайнахов), т.е. жителей-переселенцев Панкиси к отцовскому имени стали прибавлять грузинское окончание “швили” — “сын”. В фамилию Маргошвили принимались и некоторые другие роды посредством братания. В 1805 г. “уздени Маргушевы” со всеми своими подвластными”, более 100 дворов, — на Большом Зеленчуке, а в 1809 г. они перебрались на верховья рек Кумы и Подкумка, рядом с аулом Ашабова. Позднее Маргушевы бежали. Материалы свидетельствуют, что “отец Тока Асланова, хаджи Трам, действительно жил в ауле Маргушева в вершинах Кубани, принадлежащим князьям Атажукиным”. О закубанском периоде их жительства содержатся сведения в рапорте за 1846 г. исполнявшего должность начальника Центра Беклемишева командующему войсками Кавказской линии и Черномории Завадовскому: “ ... Имею честь почтительнейше донести, — говорится в нем, — что мать Давлет-Гирея Кудинетова, Хавва, с сыном своим, настоящим просителем, еще до возмущения в Кабарде уехала за Кубань к своим родным Моргушевым; по сделавшемуся же возмущению, когда многие кабардинцы бежали за Кубань, Кудинетова не возвратилась в Кабарду, а переехала на жительство к непокорным закубанцам ...”.

О родственных связях вдовы Куденетовой с Маргушевыми свидетельствует ее доверенность сыну: “Я, Гавва, дочь Мургуса, посылаю сына своего Давлет-Гирея в Кабарду ... ”. Из этого выясняется, что Маргушевы находились в родственных отношениях с одной из самых влиятельных кабардинских фамилий. В данной же переписке шла речь о ее имуществе, оставшемся в Кабарде. Завадовский был склонен вернуть Куденетовой имущество, заключавшееся в “холопьях и скоте”, а бывший начальник Центра Голицын, опасаясь, что это послужит опасным примером для других беженцев, и ссылаясь на известную прокламацию генерала Ермолова, тормозил благоприятный для Куденетовой исход дела. Вопрос в конечном счете был решен все же в ее пользу. При этом Завадовский мотивировал такое решение тем, что “жительствующие между абадзехами кабардинцы вступили в подданство России и потому не могут быть преследуемыми за прежние проступки”. О конкретном месте жительства Маргушевых в 50-е гг. XIX в. узнаем из показаний некоего Усманова: “ ... пред сего жил на р. Кагар у непокорного кабардинского узденя Умара Маргушева, который занимался грабежом, воровством и мошенничеством, был скуп, что не только одежды, но и пищи не давал мне”. Об этом Маргушеве есть более подробные сведения. В журнале о военных происшествиях на правом фланге Кавказской линии с 23 января по 26 февраля 1850 г. записано, что “убит известный ... абрек Омар Маргушев”.

Перед переселением в с.Кармова Маргушевы проживали в аулах Абукова и Жерештиева (на Хасауте). В документе говорится: “Вышедший из гор под наше покровительство и поселившийся на жительстве в ауле майора князя Адильгирея Капланова кабардинский уздень Али Маргушев просит ходатайства моего о дозволении ему переселиться с семейством и крестьянами к его родным, находящимся на жительстве в ведомстве Центра Кавказской линии в ауле князя Гаджи Абукова”. Имея в виду упомянутого Маргушева, начальник Центра Грамотин 4 декабря 1853 г. докладывал: “ ... имею честь донести, что значащиеся в приложении к отзыву списку люди и сам владелец Маргушев прибыли и получили разрешение о водворении их”. В приложенном списке, кроме Маргушева и его брата “Гассана” значатся 32 крестьянина.

В XIX в. немало кавказцев посещало Турецкую империю. В одном документе говорилось, что коренные обитатели Кавказских гор в нынешнем столетии находились в процессе постоянного передвижения в Турцию “из пределов России и затем, сделавшись турецкими подданными, вновь возвращались в Россию и селились на своих прежних местах жительства, оставаясь чем-нибудь недовольными своим положением в Турции”. К их числу относился и уроженец с.Кармова некто Маша Маргушев, двоюродный брат жителя села Маргушева Шухаиба Алиевича. Турецкий подданный Маргушев вынужден был оставить село. В 80-х гг. XIX в. в сел. Кармова проживали три семейства Маргушевых: Шухаиба и Эрижиба Алиевичей и Амфоко Сафаровича.

“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов

Hosted by uCoz