Шереметовы

Прародиной фамилии считается абазинский аул Лоова (Гум Ло — ныне с.Красный Восток). Причина их бегства предание (инф. Мусаби Шереметов) связывает с тем, что один из Шереметевых однажды убил придворного князя и его бугая. В связи с этим его брату предстояло дать свидетельские показания на своего же близкого родственника, что в их роду считалось дурной приметой. Во избежание худшего они ночью оставили свой дом и совершили побег в аул Аджиева (ныне квартал с.Малка), а оттуда их потомок в конце XIX в. по семейным обстоятельствам обосновался в с.Кармова.

Заслуживает быть отмеченным, что между фамилиями Шэрмэт (Шермет) и Шереметьев — одной из древнейших на Руси — ученые (Дж.Н.Коков) устанавливают генетическую связь. Такое мнение подтверждается и родовым преданием. На абазинское происхождение Шереметовых указывал еще Адиль-Гирей Кешев. Он свидетельствовал, что “шарматы слывут между абазинами коренным дворянским родом”. Данная фамилия нашла свое место и в “Истории ...” Ш.Ногмова. “Еще осталось в памяти народной, — констатировал он, — что некоторые фамилии вели свой род от сарматов и потому носят названия шармат. Здесь, кстати, приведу одну старинную, сохранившуюся у нас пословицу, доказывающую, что наши предки были с ними в коротких отношениях. Когда кто-нибудь в обществе много шутит и заставляет других смеяться, то ему говорят: “Ты не черт и не шармат, откуда же ты взялся?” Полемизируя с Ш.Ногмовым, А.-Г.Кешев писал: “Но мы опасаемся, не основывался ли он здесь на таких же шатких доводах, как и в мнении о коротких сношениях адыге с сарматами. Мнение это построено единственно на сходстве названия Шармат с существующей у абазинцев сармат, но автор говорит об этом как о факте, основанном на предании. Близкое же знакомство адыге с сарматами выводится им из старинной поговорки (которая, может быть, и не так стара, чтобы быть современною сарматам) ... Сколько нам известно, поговорка эта сложилась по поводу наследственной, в большей части членов фамилии Шармат, ветрености и наклонности к шуткам”. Как видно, и Ш.Ногмов, и А.-Г.Кешев обратили внимание на фамилию Шармат. Спрашивается, достаточно ли был объективен Кешев в оценке рассуждений Ногмова? На наш взгляд, он был не вполне справедлив как в оценке “Истории ...” Ногмова вообще, так и в полемике по отдельной фамилии. Кешев, по существу, не привел веских аргументов против Ногмова, а высказывания типа: “сколько нам известно”, “едва ли кто-нибудь слышал” и т.д. не могут служить исчерпывающим доказательством. Нелишне здесь сослаться на мнение советского археолога В.Б.Ковалевской по поводу той же поговорки. “Недаром, — пишет она, — в быту адыгских племен сохранилась поговорка: “Ты не черт и не шармат, откуда же ты взялся?”. Как на возможный источник генетической взаимосвязи двух фамилий — Шармат и Шеремет — можно указать на свидетельство Эвлия Челеби. Он упоминает о везире Москвы, находившемся у крымского хана “в рабстве” — Шеремет-бане. Под именем Шеремет-бан известен русский боярин Шереметьев Василий Борисович (ок. 1622—1682 гг.). Он был воеводой в Киеве. Руководил объединенным русско-украинским войском в битве с польско-крымскими войсками в 1660 г. Взят в плен поляками, а затем выдан ими татарам. Пробыл в татарском плену почти до самой смерти—до 1681 г.

“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов

Hosted by uCoz