О роде Жамбеевых в Кабардино-Балкарской республике

Генеалогические предания кабардинцев Жамбеевых проживающих на территории современной Кабардино-Балкарской республике повествуют об их первопредках, некогда переселившихся в Кабарду с побережья Черного Моря. Так в одном из преданий записанном в 1970 году доктором исторических наук профессором А.И.Мусукаевым рассказывается о четырех братьях Жамбеевых переселившихся в Кабарду много веков назад с верховий реки Кубань. В Кабарде переселенцы поселились на реке Кума, и основали свой аул Жамбе. Отсюда по различным причинам братья расселились: Старший Жанымба остался жить в своем ауле Жамбе близ аула князей Лоовых, второй брат Каншао перебрался в аул Ашабово на речку Малка, третий брат Нартшао в аул Коголкова на речке Урух, а младший Шауей переселился на речку Черек и основал свой аул. От этих братьев происходят все Жамбеевы ныне проживающие в Кабардино-Балкарии в селениях Малка, Урух, Бжамбеевы – в селении Нартан, Джантубаевы (Жанымбей) в селении Кумско-Лоовском Карачаево-Черкесской республике.(…)

Дж.Н.Коков исследуя происхождение фамилии Жамбей производит этот антропоним от наименования представителей животного мира: жэм – «корова» ... Аналогичные Дж.Н.Кокову выводы о происхождении фамилии Жамбеевых от антропонима жэм – «корова» делает и доктор исторических наук, профессор А.И.Мусукаев и уточняет место их нынешнего и прежнего жительства - Псыжь (Кубань).(…)
Более деятельное лингвистическое исследование фамилии Жанымбе (Жамбей) провела кандидат филологических наук Р.Х.Темирова, которая на основе архивных данных определяет принадлежность рода Жанымбей (жамбей) к абазинам и производит фамильное имя Жанымбей от личного имени Жаным и «абхазо-абазинского элемента Ипа (-ба), восхдящего к имени сын». Известный турецкий путешественник XVII века Эвлия Челяби путешествуя по Северному Кавказу записал сведения о расселении южно-абазинских племен «… Кечилер, Арт, Сучалер, Садша, Джамбе, Камыш, Ашечели, Усувиш, Сунсу … По свидетельству Эвлия Челяби, эти южно-абазинские племена, среди которых интересующее нас племя Джамбе (Жанымбе – А.М.), жили в районе нынешнего города Туапсе и «граничили с адыгским племенем Жане». Исследование этнонима Джамбе и антропонима Жанымбей Р.Х.Темировой позволяют нам отождествлять этноним Джамбе Эвлия Челяби и фамильное наименование Жанымбей, Жамбей, Джантубай. Согласно Р.Х.Темировой род абазин Жанымбей, официальное Джантубай, проживающие в Карачаево-Черкесии в сел. Красный Восток, Кубина, Инжич-Чукун принадлежат к абазинскому племени тапанта и входят в родственное объединение абазинских владельцев Джантемировых, Лоовых, Дударуковых, Бибердовых, Бегишевых, Бобуковых. Выводы Р.Х.Темировой о тождественности этнонима Джамбе и фамилии Жанымбей и принадлежности этой фамилии к упомянутому родственному объединению абазинских владельцев согласуются с архивными сведениями обнаруженными нами в Государственном учреждении национального архива республики Адыгея.

Так в рапорте начальника Баталпашинского округа Кубанской области на имя начальника Кубанской области «О положении абазинского народа» датированный январем 1867 года, содержатся исторические сведения о переселении в 1642 году из Кабарды Алегуко и Хатажуко Казиевых в район Пятигорья на земли Абазинских Мурз: Хачана-Мурза Джантемирова, Саральпа Лова, Казия Дударукова, Жансоха Бибердова, Алкас-Мурза Бегишева и Джаным-Мурза Бабубкова.(…)

Самые ранние документальные сведения о кабардинцах Жамбеевых (Жаманбаевых), зафиксированы в архивных документах первой четверти XIX века. Так в «Ведомости исчисления кабардинского народа», принадлежащего к фамилиям Бекмурзиной и Кайтукиной в Большой Кабарде, произведенной по приказанию начальства князьями поручиком Джамботом Кучуковым, Биясланом Хамурзиным и секретарем суда капитаном Шардановым» 30-го января 1825 года в ауле узедня 1-ой степени (тлекотлеша), «родом из абазинцев, Калмыка Трамова», расположенного на речке Черек проживали уздени 3-й степени Беслен-уорки Есенука Жамбеев 22 лет и его брат Кама Жамбеев 20 лет. В другом ауле первостепенного узденя Хаджи-Темрюки Ашабова родом из абазинцев на речке Малка расположенной проживали уздени 3-й степени (беслен-уорки) Шумахо Жемамабаев – 43 лет, его братья Айса – 30 лет, Муса – 20 лет, Исуп – 16 лет. В этом же документе зафиксированы дети Айсы Жеамабеева Яхья – 9 лет, Харун-5 лет, Нох – 3 лет и Худ в трехмесячном возрасте. Эти же «Ведомости» фиксируют в ауле первостепенного узденя Алимурзы Коголкова на речке Урухе расположенной, Али Жеамабаева 20 лет и его брата Темрюко – 10 лет. Как видно из документа Жамбеевы жившие в юго-восточной части Кабарды в 1825 году – Есенука и Кама – на Череке, Али и Темрюко на Урухе по возрасту не были старше 25 лет. Имя их отцов в «Ведомости» не указаны. Есть все основания предполагать, что к 30 января 1825 года, когда составлялось «Ведомость» отцы братьев Жамбеевых, Нартшао и Шауей (согласно преданию) либо не были в живых либо после окончательного покорения Кабарды в 1821 – 1822 годах генералом Ермоловым, как противники присоединения Кабарды к России и оказавшие вооруженное сопротивление войскам Ермолова вынуждены были уйти за Кубань.

Предание о Нартшао Жамбееве и Таукасере Таове

«Это предание рассказал мне Жамбеев Нартшу, который в столетнем возрасте умер в 1972 году. Как то князь Казиев ездил по селам и отбирал для предстоящего похода лучших войнов (зек1уэл1). Заехав в аул Коголкова он собрал стариков и спросил, - кто из сельчан достоин быть в дружине князья. Старики указали на Жамбеева Нартшао и Таове Таукасара. Услышав незнакомые имена князь сказал, - Разве может непородистый конь стать хорошим скакуном? Не прославившие свое имя воин, не может быть в моей дружине. Князь Казиев поехал в следующий аул и забыл о сказанном. Прошло время. Разговор стариков и князя кто-то передал Нартшао и Таукасару. Оскорбленные словами князья они поклялись, что Казиев пожалеет о сказанном. Возвращаясь из очередного похода Наршао и Таукасар встретили на опушке леса князя Казиева окруженного своей дружиной. Крикнув, - Берегись сын Казия, - они прорвались через охрану и слегка ранили его: Нартшао щеку, а Таукасар руку. Через несколько дней Нартшао и Таукасар согласно адыгскому обычаю решили навестить князя. У дома князя дружин встретила их обнажив кинжалами. Однако Казиев остановил своих дружинников и пригласил Нартшао и Таукасар в гостиную. Гости зашли в дом и поздоровавшись с князем справились о его здоровье. Поговорив немного они попрощались и вышли из гостиной.
Князь вызвал старшего дружинника и сказал, - Позаботься о гостях, примите их как полагается по нашим законам, они не виновны, виновен я и мой язык. Так Нартшао и Таукасар доказали князю Казиеву, что они действительно настоящие адыгские рыцари.

(…) в «Списке Большой Кабарды разных степеней узденям» …датированном 1929 годом имя Шумахо Жеманбаева которому в 1825 году было 43 года уже не упоминается. В этих списках как уздени 3-й степени (беслен-уорки) значатся братья Шумахо – Айса – 33-х лет его сыновья Яхья – 12 лет, Харун – 8 лет, Нал – 6 лет, Худ – 3 лет и второй брат Шумахо Исуп – 19 лет. В этом же списке среди узденей 4-й степени (уорк – шаотлигуса) значатся Есанука Жамбеева 25 лет, который имел свой аул и его брат Кама – 23 лет. Жамбеевы, потомки Нартшао Коголкинские Али и Темроко в этом списке не предоставлены. Родство Жамбеевых (Жеамабаевых) из селения Урух (Коголкино), Жамбеевых (Жемамбаевых) из селения Малка (Ашабово), Бжамбеевых из селения Нартан (Клишбиево), Джантубаевых (Жанымбей) из Карачаево-Черкесии в нашем исследовании документально не подтверждаются. Однако на основании семейных преданий Жамбеевых, Джантубаевых и Бжамбеевых можно предположить, что все они происходят от первопредка Жаныма из абазинского племени тапанта и в прошлом состояли в близком родства, сохраняя территориальное, хозяйственное и идеологическое единство.


Из книги А.А.Максидова
"Родословная Жамбеевых"
Hosted by uCoz