История Зольского района.

Села:
Залукокоаже
Зольское
Каменномостское
Малка
Приречное
Сармаково
Совхозное
Хабаз

Статьи:
Ступников Л.
Фоменко В.А.
Полищук И.И.
Археология
Альмасты
Ш.Б.Ногмов
Кушховы
Кубаловы

Литература:
Шортанов А.
Пачев Б. "Золка".

Гора Машук      История Зольского района не может уместиться в рамки современной его территории. Она тесно связана с соседним "Пятигорьем", "Алтыкесекской Абазией" (восток Карачаево-Черкесии), да и вообще со всей Кабардой. Поэтому в наших статьях Вы найдете упоминание и о других населенных пунктах, местностях, народах и фамилиях. По сей день можно встретить адыгов, в чьих семьях помнят об абхазо-абазинском происхождении. В Кабардино-Балкарии это относится прежде всего к Зольскому и Баксанскому районам. Дж.Н.Коков находит в Зольском и Баксанском районах ряд фамилий, имеющих «абхазо-абазинскую природу», куда он относит такие фамилии, как Абазэ (Абазов), Багъ (Багов), Ныр (Ныров), Дыджэ (Дыгов), Ажиевы (абх.: Жиба), Ашабовы (абх.: Ашба), Ашибоковы (абх.: Ашуба), Азапшевы (абх.: Дзапш-ипа), Бгажноковы (абх.: Бгажба)» и т.д.

     Связь адыгов с районом "Бештовых гор" или "Пятигорья" упоминается в исторических источниках уже с 1282 года - "Баскак Татарской Курскаго Княжения призвал Черкес из Бештаю или Пятигория, населил ими слободы под именем Козаков. Разбои и грабежи, производимыя, ими, произвели многия жалобы на них; для коих наконец Олег Князь Курский, по дозволению Ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежалися. Сии, совокупясь с Русскими беглецами, долгое время чинили всюду по дорогам разбои, укрываясь от поисков над ними по лесам и оврагам. Много труда стоило всех их оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная их шайка, не обретая себе безопасности там, ушла в Канев к Баскаку, которой и назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек, и назвали Черкаск по причине, что большая часть их были породою Черкасы" (И.Н.Болтин 1735-1795гг.). Многие абазинские и кабардинские аулы (Абезвановы, Ногмовы, Аджиевы, Трамовы, Кармовы, Жантемировы, Бабуковы, Ашабовы и др.) до переселения в Кабарду находились под Бештау вплоть до середины 19 века, поэтому радует факт постепенного заселения кабардинцами района Пятигорья в наши дни, т.е. возвращения на земли предков.

     Земли по рекам Золка и Этоко издревле служили всему народу Кабарды общинными и использовались для пастбищ и посевов, чему свидетельствуют архивные источники: В 1858 г. Фица Абдрахманов (ногайский уздень и российский офицер) добивался разрешения поселиться в вершине Золки, на участке, занимавшемся прежде даутоковцами. Однако это домогательство встретило возражение Кабардинского народного суда, который в ответ на предписание начальника округа Орбелиани констатировал, что “на Золке поселение с аулом подполковника Абдрахманова будет крайне стеснительно для всей Кабарды, так как Золка и Этока высочайше, дарованы кабардинскому народу, и вместе с тем воспрещено дозволять кабардинцам делать какие-либо оседлости, кроме хлебопашества и пастьбы табунов и овец”. Во время восстания Кабарды против построения линии укреплений (1777-1779) произошла знаменитая битва кабардинцев с русскими войсками под командованием генералов Якоби и Фабрициан, которая закончилась победой вторых. По условиям договора границей между Россией и Большой Кабардой стала р.Малка. В последствии кабардинский народ и князья не раз пытались вернуть земли за Малкой, и, в конце-концов, добились своего благодаря стараниям Калмыкова (руководитель Кабардино-Балкарии в 20х-30х годах 20 века).

Пямятник С.М.Кирову     В поселке и районе много исторических достопримечательностей. Например, памятник революционеру С.М.Кирову на центральной улице г.п. Залукокоаже поставлен в честь событий 1913 года, когда 12 тысяч кабардинцев, недовольных захватом зольских земель и пастбищ, восстали против местных князей и дворян. Это восстание было жестоко подавлено, многие погибли, а те, кому удалось бежать, скрылись в лесах. Некоторые восставшие были сосланы.
Залукокоажский курган      Здесь же, в селе, находится интересный экскурсионный объект — "курган-городище" “Черная гора” (III в. до н.э.). Малкинские курганы III—II тысячелетия до н.э. свидетельствуют о пребывании здесь древнего человека. Вокруг селения Каменномостское много пещер, где селились люди эпохи бронзового и железного веков, и могил в виде каменных ящиков бронзового века (2 тысячелетие до н.э.). Встречаются и могилы 1 тысячелетия до нашей эры. Сохранились в Каменномостском и следы русской крепости (пороховой погреб), которая была здесь построена в 1822 году во время первого этапа Русско-Кавказской войны – завоевание Кабарды. В 1825 году в крепости побывал русский поэт и дипломат А.С. Грибоедов, написавший здесь стихотворения «Дележ добычи» и «Хищники на Чегеме». Шора Бекмурзович Ногмов В Каменномостском в 20-х г.г. XIX в. поселился и жил знаменитый просветитель кабардинского народа Шора Бекмурзович Ногмов (1794-1844) – автор «Истории адыхейского народа» и первой «Грамматики кабардинского языка». Это также родина другого кабардинского просветителя – Талиба Кашежева.
     Недалеко находится знаменитая гора Кинжал (Канжал, Канжол). Кабарда, начиная с XV века, вела упорную борьбу за свою независимость против Крымского ханства, вассала Османской империи. В 1708 году крымский хан Каплан-гирей в очередной раз привел в Кабарду 30000-ное войско (по другим данным от 40000 до 80000) для ее покорения и сбора дани. В том числе, по его требованию, Кабарда должна была отдать Крыму 3000 юношей и девушек. Войско остановилось на плато недалеко от Эльбруса, и хан отправил своих послов к верховному князю Кабарды Асланбеку Кайтукину для объявления своего решения. По совету молодого помощника верховного князя – общественно-политического деятеля и мыслителя Кабарды того периода – Жабаги Казаноко, кабардинцы собрали 300 ослов и ночью, когда татары легли спать, привязали к хвостам ослов пучки сена, подожгли его и пустили ревущих животных на стан неприятеля. За ослами двигались кабардинские воины и напали на метущихся в панике татар. Только самому хану со своей охраной удалось уйти от возмездия. Все остальные татарские воины были побиты. С тех пор это место татары назвали Къан жол («Кровавая дорога»), у кабардинцев - «Къэнжал»(канжал) в переводе – «жесть», а у русских - «Кинжал».

     Основными историческими населенными пунктами района можно считать современные селения Залукокоаже (Абуково), Малка (Ашабово + Аджиево + Трамово + Хагундоково), Сармаково (Бабуково) и Каменномостское (Кармово + часть Хагундоково + Нырово + Думаново + часть Абдурахманово). Все остальные, так или иначе, ведут свою историю от этих сел. Например, в конце 20х начале 30х годов 20 века переселенцы из с. Малка стали основателями сел Камлюко (1928г.), Батех, Этоко, а с. Залукодес образовалось, в основном, выходцами из с. Каменномостское.

Hosted by uCoz