В.А. Фоменко - АДЫГСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПЯТИГОРЬЯ В XV-XIX ВВ

          Территория Пятигорья (1) была заселена восточными адыгами (кабардинцами) не позднее начала XV в. (2) и наряду с частью Верхнего Прикубанья являлась западной частью исторической Кабарды. Северной границей своих владений кабардинские князья считали р. Томузловку, западной Кубань. Население региона было многонациональным. Соседями пятигорских адыгов были абазины и ногайцы (3). Однако основным населением Пятигорья вплоть до начала XIX в. следует считать кабардинцев. В кабардинских преданиях и легендах наибольшая вершина Пятигорья – гора Бештау выступает как главная гора, известная кабардинцам. С ней связано предание о гибели нарта Сосруко и князя Лавритсана (4).
          В истории кабардинского субэтноса XV-XIX вв. можно выделить два крупных этапа: старокабардинский или языческий и кабардинский или исламский. Первому периоду соответствует старокабардинская или иначе раннеадыгская (5) археологическая культура XV-XVII вв. Памятники ее в районе Пятигорья представлены курганными группами в верховьях Кумы и в долине Подкумка.
          Наиболее значительные полевые исследования старокабардинских древностей Пятигорья проводились Н.Г. Керцелли, Д.Я. Самоквасовым, В.Р. Апухти-ным, Н.М. Егоровым и А.П. Руничем. Теоретические обобщения этих материалов проведены Б.В. Луниным, О.В. Милорадович, Е.П. Алекссевой, А.Х. Нагоевым, Е.И. Нарожным и автором этих строк (6).
          Курганные могильники старокабардинского типа объединяют следующие признаки:
- представлены скоплениями нескольких десятков курганных насыпей;
- курганы, как правило, небольшие, с насыпью полушаровидной формы;
- под насыпью, как правило, по одному погребению;
- костяки лежат в деревянных гробах или колодах, вытянуто головой на запад;
- в могилах часто присутствуют подсыпки из древесного угля и щебня;
- в составе инвентаря сосуды встречаются очень редко (7).
          Весьма результативные полевые исследования курганов в районе Пятиго-рья были проведены 1881-1882 гг. известным археологом Д.Я. Самоквасовым. Наиболее представительными оказались два могильника у колонии Николаевской. Преданий об этих курганах у местных жителей (немцев, русских и ногайцев) не сохранилось. У Николаевского пруда Д.Я. Самоквасов раскопал 105 курганов. Они оказались типичными памятниками старокабардинской эпохи, однако в погребальном обряде имелись некоторые отличительные черты (например, глиняная обмазка дна могилы и гроба). Около половины могил оказались с инвентарем. В мужских могилах было найдено 6 сабель, остатки 7 колчанов и 5 луков, 30 ножей, многочисленные наконечники стрел и др. предметы. Особенностью богатых женских могил были находки здесь 12 остроконечных серебряных головных украшений, венчавших шапочку из золотой или серебряной парчи (8).
          Дмитрием Яковлевичем в районе Пятигорья были частично изучены еще пять старокабардинских могильников. Кроме того, в долине Подкумка в урочище «Против третьей балки» он исследовал могильник, состоящий из курганов и подземных склепов (9). Обряд погребения в подземных каменных гробницах не является типичным для старокабардинской культуры.
          В 1920-х археолог Б.В. Лунин предположил, что часть старокабардинских памятников Пятигорья может датироваться вплоть до ХVIII ст. (10). В 1920-40-х гг. изучение старокабардинских древностей в районе Пятигорья проводил краевед Н.М. Егоров. Он указывает, что в одном погребении у горы Юцы (1935 г.) череп имел явные признаки монголоидности (11). В 1949 г. близ сел. Залукокоаже, на городище «Черная гора» К.Э. Гриневич раскопал 2 старокабардинских кургана (в одном было парное захоронение). В этой же местности были раскопаны, вероят-но, синхронные грунтовые погребения (12). В.П. Алексеев исследовал антрополо-гические материалы из раскопок Н.Г. Керцелли и Д.Я. Самоквасова и отнес насе-ление Пятигорья ХV-ХVII вв. к большой европеоидной расе (13).
          В конце 1960-х и начале 1970-х гг. сведения о старокабардинских древностях Пятигорья обобщил краевед А.П. Рунич. Им было выявлено 11 могильников, состоящих из 396 курганов. Из них были раскопаны только 58 насыпи. Осмотр показал, что для устройства могильника выбирались более возвышенные места. Внутри группы все курганы размещались вокруг наибольшей, высотой до 1 м на-сыпи. Курганные группы формировались по принципу фамильно-родовой структуры. Погребальный инвентарь оказался численно небольшим (14).
          В 1990-х гг. было выявлено несколько старокабардинских могильников близ Железноводска. Интересен могильник у горы Острой. Здесь рядом с камен-ными курганами выявлено бескурганное погребение в каменном ящике. В 2000-2002 гг. были осмотрены старокабардинские могильники в окрестностях станицы Боргустанской интенсивно разрушаемые кладоискателями. К западу от 2-й брига-ды расположен могильник из нескольких десятков насыпей. Здесь между курга-нами расположены бескурганные (коллективные?) погребения под каменными набросками. Другой курганный могильник Аксу расположен на М. Бугунте. Он состоит из круглых и овальных в плане каменных насыпей (15).
          Е.Б. Березиным в 2000 г. на окраине пос. Иноземцево были исследованы курганные насыпи оказавшиеся остатками обширных некрополей изучавшихся в 1881-1882 гг. Д.Я. Самоквасовым. Выявлены отдельные аналогии в обряде с курганами XIV - XV вв., раскопанными Н.И. Веселовским у станицы Белореченской в Закубанье (16).
          Археологом Д.С. Коробовым в 1996-2000 гг. на территории и в окрестностях Кисловодска были выявлены 11 курганных групп, условно отнесенных им к кабардинским. Часть этих могильников расположена в Малокарачаевском районе в верховьях Березовки. Д.С. Коробов без какой-либо аргументации отнес к кабардинским несколько позднесредневековых поселений в близ Кисловодска (17).
          В 2002 г. мною были составлены список и карта сохранившихся и утраченных курганных групп XV-XVII вв. изучаемого района (18), позднее сделаны некоторые дополнения (19). Старокабардинские бытовые памятники (поселения) здесь пока достоверно не выявлены. Курганные могильники XV-XVII вв. в Пятигорье продолжают оставаться довольно многочислеными, хотя их большая часть уничтожена распашкой. Оставшиеся группы курганов расположены близ Железноводска и Кисловодска. Крупные курганные скопления (более 100 насыпей) известны у станицы Боргустанской и в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкессии. К сожалению, на-личие небольших курганных насыпей делает старокабардинские древности легкой добычей для грабителей. Эти курганы нуждаются в защитных мероприятиях.
          Отличительными особенностями некоторых могильников Пятигорья от большинства старокабардинских памятников являются: каменные курганные насыпи; бескурганные погребения в грунтовых ямах, каменных ящиках и склепах; межкурганные погребения под каменными набросками. Сочетание курганного и бескурганного обряда, вероятно, связано со сложным (адыго-абазинским) этническим составом населения Пятигорья. Бескурганный обряд в ряде случаев (могильник у 2-й бригады станицы Боргустанской), возможно, отражает поздний этап функционирования старокабардинских некрополей и постепенный переход местного горского населения к исламским ритуальным традициям.
          С усилением влияния Крымского ханства в Предкавказье распространяется магометанство (20). Уже в XVIII в. значительная часть населения Кабарды исповедовала ислам. На смену курганным некрополям пришли мусульманские кладбища. Крымская экспансия в первой половине ХVIII ст. привела к отсутствию стабильного горского населения в изучаемом регионе (21). Однако долина Подкумка продолжает восприниматься горцами как земля предков. Расположенные в районе современных Ессентуков мусульманские святыни - ордынские мавзолеи, построенные в ХIV в. (22) использовались как кладбища горской знати в ХVШ в. Фамилии погребенных здесь указывают на их абазинскую (Ашаба/Ачба) и кабардинскую (Анзоров) принадлежность. Наземная часть этих мавзолеев была разобрана еще в 1820-х гг. (23). Массовые поля-кладбища с надгробиями появляются в Пятигорье в конце ХVIII в., некоторые из них функционировали до 1860-х гг.
          Судя по письменным источникам, топографическим картам, устным преданиям, топонимам и археологическим данным, в Пятигорье до середины ХIХ в. сохранялось значительное по численности адыгское и абазинское население. Горские селения Абуков, Аджиев, Аликонов, Атажукин, Бабуков, Бекмурзин, Джантемиров, Джемурский, Каррас, Кумско-Лоовский, Махуков, Росламбек, Трамов и др. располагались в долинах Подкумка и Кумы (24). В северной части района находились ногайские селения – Наурузов, Найманов, Ильмурзино, Канглы и др. (25). В Пятигорье до середины ХIХ в. существовали и т.н. армянские аулы (26).
          От большей части этих селений не сохранилось даже развалин. Уцелевшие кладбища часто являются единственным вещественным свидетельством былого пребывания в этом районе горского населения. Мусульманские кладбищенские поля зафиксированы у селений Бекмурзин, Каррас, Атажукин, Трамов и др. Всего известно около 10 таких некрополей. Только на 2 кладбищах в северо-восточной части района были найдены сохранившиеся каменные стелы-надгробия (иногда с изображением тамги в качестве эпитафии) (27).
          О многонациональном составе части здешних селений говорит история се-ления Каррас. Его образование связано с переселением в Пятигорье в 1787-1790 гг. абазин и ногайцев из Закубанья. Население Карраса в 1802 г. составляло более 500 человек. Здесь отдельными «кварталами» жили абазины, ногайцы и кабар-динцы. Селение управлялось потомками рода Гиреев. В 1804-1807 гг. горское на-селение Пятигорья значительно пострадало от эпидемий и военных действий (28).
          Поселение 3 немецких колоний у горы Машук и нескольких казачьих станиц в долине Подкумка к середине ХIХ в. сильно изменили состав населения Пя-тигорья. Однако горские селения вплоть до реформы по укрупнению аулов существовали в центральной части и на окраинах района. К последней трети ХIХ в. горское население сохранилось только на окраинах Пятигорья – в верховьях Кумы и Подкумка, а также на границе с Кабардой (нынешний Зольский район).
          И все же Пятигорье было не только российско-кабардинским рубежом и очагом многочисленных конфликтов (29). Наш район без сомнения был и в неко-торой степени остается одним из участков интенсивного и благотворного взаимодействия российской и кавказской цивилизаций. Важно, что Пятигорье было родиной выдающегося адыгского просветителя Шоры Ногмова (1794-1844 гг.). В творческом наследии Ш. Ногмова сохранились сведения, подчеркивающие культурное своеобразие горского населения Пятигорья (30).
          По сведениям Дж.Н. Кокова, адыгами и абазинами переселившимися в ХIХ в. из Пятигорья ближе к центральным районам Большой Кабарды (например, на реку Малку) были основаны селения Малка (Аджиево и Трамово), Каменномостское (Кармово), В. и Н. Куркужин, Залукокоаже и др. (31). Интенсивное переселение абазинского населения из Пятигорья в Большую Кабарду привело к практически полной ассимиляции абазин, потомки которых ныне составляют большинство населения ближайшего Зольского района Кабардино-Балкарской республики.

Примечания.
1. В настоящее время более употребительно название регион Кавказских Минеральных Вод (далее КМВ).
2. Ртвеладзе Э. К вопросу о времени массового переселения кабардинцев в центральные районы Северного Кавказа// III Крупновские чтения. Грозный, 1973.
3. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в ХVIII - начале ХХ века. М., 1974. С 65-69, 80-81, 89-91.
4. Маркелов Н.В. Когда Бештау был не больше кочки // Кавказские Мине-ральные Воды. М., 2003. Вып. 2. Часть II. С 14.
5. По-моему именно термин старокабардинская культура наиболее полно отражает в себе сущность этой большой группы археологических памятников.
6. Карданов А.А. К истории изучения археологических памятников адыгов XIV-XVII вв. // Вопросы археологии и средневековой истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1989; Фоменко В.А. Пятигорье в XV – середине XVIII в. Пя-тигорск, 2002. С 8-18.
7. Алексеева Е.П. Кабардинские и западно-черкесские курганы Карачаево-Черкесии как источник по изучению этнической истории адыгов // Археология и вопросы этнической истории народов Северного Кавказа. Грозный, 1979.
8. Самоквасов Д.Я. Описание археологических раскопок и собрания древностей. М., 1908. С 242-248.
9. Там же. С 252-253.
10. Лунин Б.В. Курганные могильники близ города Пятигорска Терской области // Записки Северо-Кавказского краевого общества археологии, истории и этнографии. Ростов-на-Дону, 1927. Кн. 1, Т 3.
11. Фоменко В.А. Указ. раб. С 14.
12. Гриневич К.Э. Отчет о работе Кабардинской археологической экспеди-ции 1949 г. Архив Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. Инв. № 245.
13. Алексеев В.П. Антропологический тип адыгов в эпоху позднего сред-невековья// Сборник материалов по археологии Адыгеи. Майкоп, 1961. Т 2. С 217.
14. Гуськов М.А., Нарожный Е.И., Рунич А.П. Кабардинские курганы Пятигорья // Археология и краеведение КМВ. Кисловодск, 1992.
15. Фоменко В.А. Дополнение к карте памятников археологии XV-XVII вв. района Пятигорья // Актуальные проблемы археологии и истории региона КМВ. Пятигорск, 2004. С 53-54.
16. Березин Е.Б., Кореневский С.Н. Курганный могильник Иноземцево I // XXII Крупновские чтения. Ессентуки-Кисловодск, 2002. С 21-22.
17. Коробов Д.С. Географо-информационная система «Археологические памятники Кисловодской котловины»: http://www.archaeology.ru/ao/index.html.
18. Фоменко В.А. Пятигорье … С 8-18.
19. Фоменко В.А. Дополнение к карте … С 53-54.
20. Калмыков М.А. Ислам в истории кабардинцев // Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 2004. Вып. 4. С 171-172. 21. Волкова Н.Г. Указ. раб. С 47-51.
22. Палимпсестова Т.Б., Рунич А.П. О ессентукских мавзолеях и ставке Узбек-хана // Советская археология. М., 1974. № 2.
23. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1968. Часть 2.
24. Фоменко В.А. Памятники степного и горского населения Пятигорья в конце XVIII - cередине ХIХ века // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время. Пятигорск, 2000.
25. Керейтов Р.Х. Орда пашню пахала на Куме. Минеральные Воды, 1996. С 60-61.
26. Фоменко В.А. Пятигорье … С 51-52.
27. Рунич А.П. Поселения прошлого века на КМВ // Кавказская здравница. Пятигорск, 22.09.1978; Фоменко В.А. Памятники ….
28. Выписки из документов, посвященных бештовым ногайцам … // Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис, 1868. Т II.
29. Грабовский Н.Ф. Присоединение к России Кабарды и борьба ее за независимость // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876. В IХ.
30. Ногмов Ш. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С 17, 50; Керашева З.И. Лингвистическое наследие Ш.Б. Ногма // Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 2004. Вып. 4. С 38.
31. Коков Дж. Н. Кабардинские географические названия. Нальчик, 1966.

Опубликовано Фоменко В.А. Адыгское население Пятигорья в ХV-ХIХ вв. // ХI Дикаревские чтения. Итоги фольклорно-этнографических исследований эт-нических культур Северного Кавказа. - Краснодар, 2005. – С. 56-64.

Заведующий сектором археологии
Карачаево-Черкесского института
гуманитарных исследований,
кандидат исторических наук, доцент
Фоменко Владимир Александрович

Hosted by uCoz