Адыгейский термин “апчъ” переводится как “дорога через лесную чащу”. В прошении Чаго и Ибрагима Апиковых от 1851 г., поданном совместно с крестьянами Люовыми (Люевыми) окружной администрации, говорится: “...ныне мы остаемся от своего господина обиженными до крайности, так что некоторые из нас почти лишились последних средств к поддержанию себя в хозяйстве через разорение и невозможность почти выполнения его приказания”. Не отказываясь от подчинения Жерештиеву, они все же требовали одного — “только по нашему древнему закону”. Требование крестьян было вызвано тем, что Женус Жерештиев было “вознамерился переселиться в аул Карачаев” и взять их с собою. Однако они твердо воспротивились, решительно заявив: “...по безрассудному его с нами обращению с ним идти не согласны”. В 1857 г. “выбежавший от непокорных горцев” абазехский житель Хантрухо Керахов Апиков на допросе показал: “...жил на р. Курже у абазинского узденя Умара Кудинетова, который убит русским отрядом на р. Лабе, где и я был и по возвращении к владельцу возымел желание быть покорным русскому правительству и явился к начальнику Лабинской линии”. Некоторые Апиковы (они все считаются родственниками) в настоящее время проживают на Кубани. По рассказу (инф. Куна Сонова), Апиковы перебрались на Кубань из Осетии. Перед переселением в сел. Кармова Апиковы находились на Хасауте в ауле Жерештиева. Среди представителей фамилии, по данным 1886 г.,— Апиков Мисост Таутович и его сыновья Там и Ахмет. Кстати, в начале 70-х гг. текущего века возраст этого Ахмета (Ахмеда) определяли до 120 и более лет. По данным посемейного списка, ему 8 лет. Простой подсчет показывает, что старожил 1878 года рождения, следовательно, в начале 70-х гг. ему еще было не близко до 100 лет. Этот факт может служить предостережением от часто наблюдаемых попыток завышения возраста долгожителей. “Кабардинские фамилии: истоки и судьбы” С.Н. Бейтуганов |