В адыгском фольклоре известно сказание “Красавица-Елена и богатырь-женщина”. Как вспоминал проф. Л. Г. Лопатинский, “это сказание записано мною в ауле Кармова 12 июля 1889 г. со слов кабардинца Псабиды Кашежева, слышавшего его в своей молодости от Шу Кармова”. Персонажами сказания, между прочим, являются “семь братьев Барахуновых” (Бэрэгъун). Комментируя термин “барагун”, Л. Г. Лопатинский писал: “Под этим названием известно небольшое чеченское общество, живущее на правом берегу Терека, при впадении в него р. Сунжи”. О Брагунских источниках газета “Терские ведомости” писала в 1913 г.: “Петр (т. е. Петр I.— С. Б.), по преданию, посетил Брагуновские горячие воды и в них купался. Воды эти в честь Петра с того времени называются Петровскими”. Более подробные сведения о брагунском обществе дает “Карта народов, обитающих между морями Черным и Каспийским, на пространстве, подвластном России”, составленная в 1833 г. В надписи о чеченцах в ней говорится: “В том числе д. Брагуны составляют особое общество”. Особенность этого общества — тюркское происхождение его жителей. В документах встречается также название “брагунские кумыки”, что, на наш взгляд, наиболее соответствует происхождению брагун. Сам же термин мог возникнуть в связи с тем, что “брагуны—это кумыки, ранее конца XVI века переселившиеся в центральную часть Северного Кавказа и к XVIII веку прочно обосновавшиеся в низовьях р. Сунжи”. Его население было “смесью кабардинцев, карабулаков, чеченцев, татар”, т. е. “кумыков, говоривших смесью языков татарского и кабардинского”. В 30-х годах XIX века общество Брагуны включало одно селение в 350 дворов (см.: Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 208, 209). Заселение территории Кабарды выходцами из общества брагун зафиксировано в первой четверти XIX в. В рапорте пристава Малой Кабарды Анастасьева начальнику Центра Кавказской линии Пирятинскому от 12 марта 1840 г. читаем: “В деревнях, принадлежащих князю Бековичу-Черкасскому, а именно в Кожаковской, собственной его, Бековича, по собранным мною достоверным сведениям дознал, что деревни брагунской 39 семейств переселились в вышезначущие деревни князя Бековича до построения еще крепости Грозной и после того в скором времени с дозволения своих владельцев”. Собственно фамилия Барагунов упоминается в документах 50-х гг. XIX в. В 1859 г. некто Исхак Барагунов в своем прошении отмечал: “Тому 40 лет назад как Хусин Сатуши выпустил меня на волю за 250 руб. серебром”. После выкупа этот Барагунов “начал заниматься хозяйством в продолжение нескольких лет” и сам купил “семейство небольшое, состоявшее из двух душ мужского пола и женского одну” . Некоторые Барагуновы в 1865 г. переселились “из аула Шипшева, бывшего при впадении р. Чегем в Баксан, в аул. Кошерокова”. В посемейном списке сел. Кармова 1886 г. указаны семьи близнецов Барагуновых Исхака и Марема Машуковичей. “Кабардинские фамилии: истоки и судьбы” С.Н. Бейтуганов |