Бейтугановы

Фамилия тюркоязычного происхождения и означает — “родился бай”. Как же следует понимать данное словосочетание? Отвечая на этот вопрос, В. А. Никонов, со ссылкой на Г. Кунгурова, пишет: “Аффиксы -Хан, -Бек, -Бай, прибавляясь к лично-собственным именам, выражали стремление родителей к тому, чтобы дети стали ханами, беками (богатыми людьми)”. А компоненты “бек”, “бай” преимущественны в мужских; именах у казахов, киргизов, ногайцев и кумыков.

В 1822 г. на Екатериноградской гауптвахте содержался некий Исмаил Байтуганов, который, будучи “вольным”, жил в вершине реки Баксан в ауле владельца Мисоста Атажукина узденя Магомета Тохтамышева. В материалах Я. Шарданова (1825 г.) упомянут “3-й степени уздень, принадлежащий первостепенному узденю Магомету Токтамышеву Озрет Байтуганов” и “3-й степени уздени князя Мисоста Атажукина Усман и Ислам Байтугановы” из аула узденя первой степени Атажуки Кучмазукина.

Некоторые Байтугановы принимали христианство и переходили в казачье сословие. В документах 1862 г. встречается “казак: 1-й сотни Терского казачьего полка Савелий Байтуганов”. В 1887 г. в станице Черноярской проживали Иван, Константин, Михаил и Николай Байтугановы.
Выше отмечена связь этой фамилии с Тохтамышевыми. Часть Бейтугановых вместе с другими фамилиями тюркского происхождения проживала в ауле Тохтамышева (ныне сел. Лечинкай).

В литературе нет однозначного мнения относительно происхождения названия “тохтамышевского племени”. Еще К. Пейсонель считал, что “часть ногайских орд называлась по именам знатнейших фамилий: Тохтамышевские, Мансуровские, Наурузовские и Карамурзинские”. Согласно другим исследованиям, на Северном Кавказе в XVII—XVIII вв. обитали мелкие закубанские ногайские орды (племена): Тохтамышевское, Мансуровское, Наврузовское, Кипчаковское, Карамурзинское. Н. Г. Волкова названия некоторых локальных групп ногайцев также связывает с именами исторических лиц. К таковым, в частности, она относит и Тохтамышевское племя, правда, допуская, что этноним, возможно, происходит от названия населенного пункта — Тахтамыш (сел. Икон-Халк).
Какому же историческому лицу или имени обязано тохтамышевское племя своим названием? На наш взгляд, исчерпывающе отвечает на поставленный вопрос Шора Ногмов, который писал о Кайтуко Тохтамышеве, потомке князя Тохтамыша, происходившего от детей третьей жены Инала. Борьба этого князя за право считаться первым в Кабарде кончилась изгнанием как самого Тохтамыша, так и его сына Безруко, “...поселившихся близ реки Кубани, на речке, названной его именем Тохтамыш”. Следовательно, тохтамышевские ногайцы получили свое название по имени кабардинского князя-изгнанника! По наименованию той же реки, надо полагать, было названо Тохтамышевское приставство, образованное на рубеже 50-х гг. XIX в. из ногайцев и переселенных сюда жителей, в том числе закубанских черкесов. И. X. Калмыков в книге “Черкесы” пишет:
“В апреле 1850 г. началось переселение черкесов с Урупа на Зе.ленчуки... Кабардинцы, переселенные на Большой и Малый Зеленчук, попадали в образованное в бассейне этих рек и по Кубани Тохтамышевское приставство”.

Наиболее вероятно, что Бейтугановы (Байтугановы, Бетугановы) оказались на нынешней территории Кабарды и Балкарии вместе с кабардинцами, выселившимися из окрестностей гор Бештау. У Л. Люлье встречается понятие “Ногайкусха Бештау”. Он пишет: “Ногайкусха в переводе значит ногайские горы, от того, что некогда жили и отчасти и теперь живут вблизи ногайцы”.
Бейтугановы переселились в сел. Кармова вместе с хагундоковцами. В этом ауле в 1864 г. проживал предок одной ветви фамилии—Нох Закиреевич Бейтуганов. В народном календаре жителей сел. Каменномостского бытует любопытное выражение: “Бейтыгъуэнхэ я шылэ”, т. е. “шиле Бейтугановых”, т. е. 40 самых холодных дней в году—с 17 января и 40 самых жарких дней летом — с 18 июля. Чем объясняется возникновение подобного термина? Еще Хан-Гирей писал: “...Они (черкесы.— С. Б.) называют, по примеру татар, 40 дней среди лета и 40 дней среди зимы “шьле”, в которые свирепствуют жары и стужа...” И далее: “Монгольские юбилеи собственно черкесам неизвестны, но есть между ними знающие это неверное средство исчислять время, чем они обязаны ногайцам, между ними живущим”.

В данном населенном пункте, т. е. ауле Хагундокова, таковыми были Бейтугановы, у которых часть жителей могла наблюдать татарское (ногайское) средство исчисления времени. Закреплению термина “шиле” за этой фамилией, вероятно, способствовал один из предков рода — Муса Нохович Бейтуганов, который неплохо знал арабскую грамоту, был эфенди, избирался членом сельского шариатского суда и общественным доверенным (1899 г.), казначеем. Он пользовался мусульманским календарем исчисления дат Абу Язид аль Бустани (переписанная его рукой таблица с сопроводительным текстом как фамильная реликвия хранится у автора этих строк). Кстати, у него часто гостил Талиб Кашежев, делая некоторые из своих фольклорных записей. А Муса многое мог рассказать ...

Бейтугановы упоминаются в работе известного этнографа А. И. Першица. Констатируя, что у всех кабардинцев вторник и пятница считались особенными, необычными днями, но в разных фамилиях к ним относились по-разному, он отмечал: “...для Гауновых (сел. Каменномостское) вторник считался неудачным днем, пятница — удачным, а для Бейтугановых (сел. Каменномостское) и вторник, и пятница считались одинаково неудачными днями”. По данным за 1886 год, на селе проживали братья упомянутого Бейтуганова Ноха — Худ Закиреевич с сыновьями: Харун, Яхья, Исуф и Салих Закиреевич с сыновьями: Исхак, Якуб, Магомет и Магомет (Михамат). В посемейном списке зафиксированы также дети их племянника — Мусы Ноховича: Аисса (Гиса) и Магомет (в обиходе — Тым).

“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов
Hosted by uCoz