На Чегеме, в ауле Ислама Шогенова, в 20-х гг. XIX в. проживал уздень 3-й степени Маша Гятов, принадлежавший первостепенному узденю Мету Куденетову. В 1862 г. жителю аула Тембота Анзорова Абреку Гятову выдано свидетельство в том, что члены Кабардинского суда “единодушно признали его принадлежащим к сословию вольноотпущенников”. Среди жителей аула Хагундокова (1864 г.) — уздени Каспулат Кятов и Умрек Кятов. В списке с.Кармова за 1886 г. они же значатся: Умберек Такахович Гятов и Каспулат Такахович Гятов. Очевидно, что, хотя написание несколько различается, речь идет об одних и тех же лицах.
В отдельные периоды Гятовы называли себя Бесланеевыми и это подтверждается документально. Так, в 1921 г. в адрес сельского исполкома поступило предписание: “Прошу исполком принять действенные меры к тому, чтобы никто не трогал сено... которое находится во дворе гражд. Каменномостского Бесланеева “имя его неизвестно, личность укажет Татлостан Шуков”. Поскольку никакие Бесланеевы в селе не проживали, очевидно, речь идет о Гятовых. Хотя официально эта фамилия не утвердилась, однако до сих пор старожилы именуют Гятовых нередко Бесланеевыми.
В литературе термин Джатэ (Гятов) принято относить к абхазскому личному имени. Вместе с тем, объясняя его происхождение, нелишне привлечь и названия ряда соседних с аулом Хагундокова на Куме народностей — ногайских племен джетысан, джетышкуль, в которых утрачены аффиксы. Кроме того, среди адыгского племени Гоато-Соотох была “отрасль” Джад.
“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов
|