По фамильному преданию, прародина Гауновых - Адыгея (инф. Б.X.Гаунов). Со слов своего деда старожил М.М.Гаунов рассказывает, что Гауновы из Шипсико (Шыпсыкъуэ). Известно, что Шипе (Шьпс) — приток Адагума. Последняя, по свидетельству Хан-Гирея, “служит границею между шапсхгцами (шапсугами.— С. Б.) и натххоккоадцами (натухайцами.— С. Б.) с северной стороны гор”. В литературе упоминается также река Шайпсххо, впадающая в Черное море. “Полагают, что шапсхгское племя получило свое наименование от сей реки” (Хан-Гирей. Указ. соч. С. 78, 79).
Тебу де Мариньи (1793—1852) записал одну адыгскую песню, в которой поется о прекрасной девушке Паке (“курносая”) и ее поклонниках, среди которых Хаут-оглы Гауноку. Трудно сказать, в какой мере связаны это имя и рассматриваемая фамилия и связаны ли они вообще, тем более, что, по преданию, эта фамилия относилась также к русским. До сих пор старожилы рода помнят, что к ним приезжали казаки Гауновы из с. Кара-тюбе (Ставрополье) как к родственникам.
Самое раннее из встреченных документальное упоминание Гауновых относится к 1865 г. В списке жителей бывшего абазинского Песчаного аула (Нырово) отмечен переселенец в аул Заракуша Тамбиева — Баж (Бажь) Гаунов. Рассказывают (инф. Латифа Гаунова, урожденная Кармокова, с.Заюково), что в их роду сравнительно до недавнего времени хранилось его выкупное свидетельство от крепостной зависимости, которым Баж был обязан князю Атажукину, предпринявшему этот шаг по настоянию своих сестер. Они же хлопотали из-за редкого умения Бажа играть на народном музыкальном инструменте (пхъэпшынэ). Дальними родственниками Бажу приходились Гауновы, проживавшие в ауле Хагундокова (на реке Кума). Среди его жителей перед переселением в с.Кармова находились Гауновы. Следует отметить, что в списке, составленном в 1867 г., т.е. в ходе отмены крепостного права, Гауновы несколько различаются по своему сословному (может быть, точнее,— имущественному) положению. Так, 22-летний Гулла Ибрагимов Гаунов показан относящимся к “зольному сословию”, а другое семейство — Шика Гаунова с сыновьями Ибрагимом, Идрисом, Харисом, Машуко и внуками Хачимахо, Батыром, Худом, Адамом и Нахо — считались “временнообязанными”. Здесь логичен вопрос: а не являются ли эти Гауновы просто однофамильцами? Ответ на него однозначен — “нет”. Гулла был сыном Ибрагима, т.е. внуком Шика. Другого Гуллы в роду не было (инф. Мухамед Гаунов, праправнук Шика, 96 лет). Он же сообщил, что в его родословной есть еще два имени: Муса — отец, Шика, и Гауна (Гъэунэ) — пращур. Из анализа родословной (а таких примеров немало) можно заключить, что не все члены семейства имели возможность “откупиться” сразу.
В пореформенную эпоху Гауновы выдвинулись в разряд наиболее богатых представителей сельской буржуазии. Например, в 1887 г. коннозаводчик Хачимахо Гаунов имел одних только лошадей 160 голов. С ним мог соперничать только сельский старшина Кизильбек Кармов. На селе наблюдалась картина, хорошо известная по всей России: обедневшая, лениво поворачивавшаяся к изменившимся условиям и разорявшаяся знать превращалась подчас даже в наемных работников. В данном случае некоторые члены бывших владельцев фамилии Хагундоковых оказывались вынужденными работать по найму у Гауновых, не говоря уж о других обедневших дворах, многочисленные фамилии которых в недавнем прошлом принадлежали к впоследствии официально не признанному за ними разряду мелких узденей.
“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов
|