Хамизовы

Отдельные лица, как уже отмечалось, носили двойную фамилию. В переписке фигурирует “пойманный без письменного вида Адамей Хамызов, он же Заурбеков”. Следы фамилии второго порядка обнаруживаются в посемейном списке - с.Кармова (1886 г.), в котором числились Хамизовы Дамалей и Фица Заурбековичи. Следовательно, упомянутый Адамей, очевидно, был сыном Заурбека и потому по имени отца считался также Заурбековым. Некоторые носители фамилии с 60-х гг. XIX в. имели жительство в с.Ашабово. Об этом известно из комментария к посемейному списку с.Кармова за 1886 г., в котором под номером 290 показано семейство Хамизова Пшемахо Заурбековича с братьями Хамирзой и Кази, которые, согласно отметке на полях, проживали в с.Ашабово. Исходя из этого, окружная администрация запрещала им проживать в Ашабово, поскольку они были внесены в число постоянных жителей Кармово. Недоразумение было снято распиской, выданной Ашабовским сельским правлением и подпиской “за неграмотных, а равно и за себя”, данной Э.Ногмовым. Выяснилось, что “братья Хамирза и Кази. Хамизовы с малых лет около 30-ти годов значатся коренными жителями в селении Ашабовом, а ... отметка, что Хамизов значится в селении Кармовом под № 290, то под этим следует разуметь не Хамирзу и Кази Хамизовых, а брата их сводного Измаила Хамизова, рожденного от другого отца Пшемахо Хамизова, причисленного к селению Кармово”. Некоторые подробности о фамилии выясняются из прошения “вольных кабардинцев” Салеха, Камбичоко, Мыша и Аслана Хамызовых начальнику Центра Грамотину от 23 сентября 1852 г., в котором говорится: “В 1825 году, во время возмущения в Кабарде, господин наш уздень Усман Думанов, в числе прочих кабардинцев, с тремя малолетними своими сыновьями бежал за Кубань и через несколько времени умер там; при побеге его и всех наследников его нам объявлена вольность, и мы жили долгое время на правах вольных людей в ауле Думанова, отбывая повинность, какую несут жители вольного Нальчикского аула; лет же 8 назад возвратившиеся из бегов сыновья беглого нашего господина ... начали теснить нас и теперь завладели нами, как настоящими холопьями. А как мы считаем себя вольными на основании прокламации генерала Ермолова, то осмеливаемся просить не оставить приказать освободить нас из рабства от упомянутых узденей и переселить в вольный Нальчикский аул”. Относительно упоминаемых прокламаций генерала А.П.Ермолова Е.Марков писал: “До грозных прокламаций Ермолова в 1822 году, кабардинские князья и уздени свободно убивали и казнили своих унаутов, не подвергаясь за это никакой ответственности”. Аналогичная оценка этой стороне деятельности сурового “проконсула Кавказа” была дана и в докладе Кабардинского подотдела комиссии по правам личным и поземельным. В нем отмечалось: “С покорением Кабарды генералом Ермоловым и обнародованием известных прокламаций его, клонившихся к обузданию своеволия кабардинских князей и унижению их в глазах побежденных, горцы избавлены были от княжеского ига и им, в ущерб провинившимся кабардинцам, оказано было всевозможное покровительство со стороны победителя”. Разумеется, это явно тенденциозная оценка политики Ермолова. Невозможно, однако, объективно, всесторонне охарактеризовать его деятельность, преимущественно руководствуясь, мягко говоря, поддерживаемой некоторыми нашими историками “княжеско-дворянской” точкой зрения, которая, конечно, была страшно далека от позиции получивших свободу крестьян, подобных Хамизовым, т.е. громадного большинства эксплуатируемых.

“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов

Hosted by uCoz