Кашежевы

О происхождении этой фамилии Талиб Кашежев писал: “У братьев Кармовых (Кануко и Кандохо — С.Б.) был крестьянин по имени Бей, который, как говорят, был до того силен, что, отправляясь в лес, вырубал ступицы, ободья колес и все деревянные принадлежности арбы, привязывал к большому брусу и нес все это на своих плечах... У этого Бея были два сына: Кашеж и Шеру; от первого пошли Кашежевы, а от второго Шеруовы”. В родословной Кашежевых, передающейся со слов Псабыды. Кашежева, упоминается тот самый Бей. Предок фамилии — Даут. За ним следуют: Зэчрей, Бей, Тасэ (Т1асэ). У последнего сыновья Кашеж и Шеру. Следовательно, в этом списке Бей доводится им дедушкой. У родоначальника Кашежевых был сын Жамирза. Далее его потомки: Губжоко, Псабида, Талиб (инф. Заурбек Кашежев).

Следует остановиться на еще одной любопытной легенде. Согласно ей, Кашежевы некогда были возведены в степень узденей, но вскоре, по вине Кармовых, были ее лишены. Тогда же и Кармовы утратили достоинство первостепенных узденей. Причиной послужило, что Кармовы осмелились ослушаться кабардинского князя Кургоко и спасли жизнь крымского хана (инф. 3.Кармов). Трудно судить, насколько достоверна легенда. Однако, исходя из того, что Кармовы в феодальной иерархии Кабарды известны лишь как уздени второй степени (беслен-уорк), можно предположить, что они действительно подверглись понижению. Предки некоторых первостепенных узденей, по Хан-Гирею, могли быть и “сами князями, но бедственными обстоятельствами, как-то: истреблением в фамилиях лучших воинов, слабости их наследников и тому подобными, принуждены были признать над собою власть... князей, вступив на весьма значительных условиях в один разряд с старожилыми дворянами того владельца”. Подобные случаи не так уж редки в практике кабардинского феодализма. Понижению в сословном достоинстве подвергались, даже князья. Шора Ногмов писал, что “Кайтуко Тохтамышев — потомок князя Тохтамыша, ведшего род от самого Инала — бежавший от заговора братьев и вскоре вернувшийся... отказался от княжества, почему ныне дом Кайтуков считается между первостепенными узденями” . Подобное же событие, связанное с восстанием и гневом народа, упоминается В. П. Пожидаевым. Ссылаясь на предание, он отмечает, что были “лишены княжеского звания те же Тахтамышевы и Апшевы”. Предание подтверждается и архивным материалом. В 1872 г. на запрос канцелярии начальника Терской области, “принадлежал ли участок “Псухаба” (в горах, выше аула Тохтамышева — С.Б.) ротмистру Анзору и узденю Жамботу Тахтамышевым на правах частной собственности и имели ли они право продать таковой узденям Тлибоковым”, было разъяснено, что Тохтамышевы “имели право, как бывшие князья”.

Относительно Кармовых в фольклорной записи Т. Кашежева “Крымцы в Кабарде” говорится, что “сам хан гостил у братьев Кармовых и был женат на родной их сестре” . Трудно допустить мысль, что крымский хан был бы женат на дочери второстепенного узденя и гостил бы у него, а не у кабардинского князя! Понижение Кармовых в звании могло последовать за то, что, ослушавшись воли князя Кургоко ночью “умертвить всех крымцев, расположенных по домам кабардинцев”, они не только пощадили жизнь хана, но и помогли ему бежать. В этом им помог Бей, что, естественно, могло повлечь лишение его недавно приобретенного узденства. А получить это достоинство он мог за победу над ханским пелуаном, ведь перед поединком князь обещал, что “он постарается о том, чтобы его (Бея — С.Б.) руки были подлиннее”. Следует обратить внимание, что, говоря о Бее как о крестьянине, “простом человеке”, Кашежев, видимо, имел в виду, что тот не был крепостным, а оставался свободным общинником (тлхукотлем), выходцы же из этого сословия при определенных обстоятельствах могли быть возведены в узденство.

Этимология антропонима Кашеж в обиходе объясняется просто: будто человек, получивший это имя, был послан вернуть кого-то откуда-то. Но ведь до этого у него уже должно было быть имя! В подобном народном объяснении, однако, одно безусловно справедливо: наречение ребенка было делом далеко не случайным. В этой связи В.А. Никонов отмечает: “У большинства народов в разные эпохи наречение (или смена имени) связано с различными обрядами, которые подчас таят черты, раскрывающие много ранее неведомого о былом быте, строе и верованиях народа”. Один из возможных источников фамилии содержится в “Истории атыхейского народа” Ш.Ногмова. Он писал: “После победоносной битвы кабардинцев (князь Эльжеруко) между Чегемом и Баксаном ... за Малкою для нас имя аварского хана и влияние ходанского народа прекратилось. Испытав силы кабардинцев, они говорили: кишжи-бек, что на татарском языке значит: “ ... твердость не в каменной ограде, а в мужестве людей”. С тех пор место между Чегемом и Баксаном называется Кишжи-бек (Кишпек — С.Б.)”. Нелегко удержаться от предположения, что имя Кашеж — видоизмененное кишжи-бек, где утрачен аффикс “бек”, — и могло быть дано новорожденному в то время, когда в памяти народа были еще живы упоминаемое Ногмовым историческое событие и связанная с ним поговорка. Следует добавить, что селение под названием Кишпек в XIX в. находилось у подошвы г.Бештау, т.е. в местах обитания аула Кармова, а соседний с ним населенный пункт назывался Къейшу.

По данным 1886 г., в селе Кармово проживали Кашежев Дударуко Салихович и братья Генардуко и Иналуко, а всего 10 семейств из данной фамилии.

“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов

Hosted by uCoz