Теуважуковы

Род Теуважуковых небольшой, насчитывает свыше 147 семей. Существует он около 300 лет. Пытаясь выяснить историю происхождения нашего рода, я беседовал с нашими старейшинами. В конечном итоге, они все сходятся на следующей версии: род произошел от мужчины по имени Теуваж; Теуважа в 12-летнем возрасте вместе с табуном лошадей доставили в с.Ашабово (ныне с.Малка); Теуваж (дословно “вновь вернувшийся”) был усыновлен родом Хаджиевых; Хаджиевы усыновили мальчика, но фамилии своей не дали, он работал у них приказчиком. Таковы самые первые шаги представителя рода Теуважуковых. Интересным оказалось продолжение этой истории. Об этом поведал мне один из старейших представителей нашего рода А.X.Теуважуков, который бережно хранит историю наших предков. Предполагают, что у Теуважа было пятеро сыновей. Их и стали называть впоследствии Теуважуковыми (Теувэжыкъуэ) - “сыновья Теуважа”.

При изучении истории рода Теуважуковых мне неоднократно приходилось сталкиваться и с историей с.Малка. Во второй половине XVIII в. малкинские села (т.е. села, располагавшиеся по берегам р.Малка) и, прежде всего, Ашабово были заметными центрами политической, экономической и культурной жизни Кабарды. "Малкинцы" выращивали лошадей чистокровной кабардинской породы. Коневодство приносило немалый доход, который многие предприимчивые и трудолюбивые "малкинцы" сумели вложить в земельные угодья. Одними из этих "малкинцев", кто отличался трудолюбием, предприимчивостью, порядочностью и благородством, были и мои предки - братья Теуважуковы. Судя по дальнейшей истории рода Теуважуковых, их предки не только замечательно трудились на пастбищах, на земле, но и всегда стремились к знаниям. Выяснив, что первые поселения рода Теуважуковых были в с.Малка, я с помощью своих информаторов попытался проследить дальнейшую его историю. По воспоминаниям А.X.Теуважукова, представители рода компактно проживали в с.Малка до 20-х гг. XX в. В 20-30-е гг. часть нашего рода вместе с семьями из других фамилий образовали с.Этоко (в переводе с кабардинского Ят1экъуэ - “грязевая долина”). Мне показался интересным тот факт, что в 30-е гг. фамилию Теуважуковых приняли преследуемые властями Лаковы (их сочли кулаками, им грозило выселение).

1934 г.- год основания сел. Этоко. Наш род был активным участником этого процесса. Первым председателем колхоза был Амин Адамович Теуважуков. Я горжусь тем, что представитель нашего рода - Амин Адамович Теуважуков - был не только талантливым организатором, но и великолепным педагогом. До 1934 г. он являлся директором школы. Но самым примечательным, на мой взгляд, было то, что Амин Адамович вместе с Нури Цаговым и Хашнаго Кунижевым составили кабардинский алфавит латинскими буквами. Латинизированный алфавит облегчал обучение населения светской грамоте. Этот факт из истории рода Теуважуковых более раннего периода очень гармонично переплетается с современной историей, которая дает примеры, свидетельствующие о том, что в нашем роду было всегда много талантливых, образованных и стремящихся к самосовершенствованию людей. Мне кажется глубоко символичным, что в наши дни в роду Теуважуковых есть литераторы, журналисты. Одним из них был Анатолий Аминович Теуважуков, сын Амина Адамовича, который долгие годы работал в газете “Ленин гъуэгу”, вначале корреспондентом, а затем заведующим отделом информации этой газеты. Внук Амина Адамовича, сын Анатолия Аминовича, Руслан, в 1993 г. создал благотворительный фонд имени Анатолия Теуважукова. Этот фонд в течение семи лет поддерживал журналистов, осуществлял такие благотворительные программы как: “В XXI в.- без наркотиков”, “Дети - наше будущее”. Сейчас он работает заместителем министра по сельскому хозяйству и продовольствию в правительстве Калининградской облас-' ти. А газета “Из рук в руки”, соучредителем и главным редактором которой был Руслан Анатольевич, сейчас возглавляется его дочерью - Марианной. Вот так продолжаются добрые традиции нашего рода.

Поначалу мне казалось, что наш род невелик и история его коротка. Но чем больше я узнавал о представителях нашего рода, тем значительней оказывался вклад моих предков и современников в историю нашей Родины, моей республики. Среди представителей рода Теуважуковых пока нет еще героев России, покорителей космоса, лауреатов престижных международных премий. Но самое главное, на мой взгляд, это то, что Теуважуковы - глубоко уважаемые, порядочные, трудолюбивые и талантливые люди, чей труд, ратный и мирный, всегда был необходимым условием для сохранения и процветания нашей республики. Возвращаясь к ранней истории рода Теуважуковых, хотелось бы отметить, что четыре внука родоначальника по имени Теуваж совершили хадж в Саудовскую Аравию. Это были: Хатали-хаджи, Шокара-хаджи, Заурбек-хаджи, Адамей-хаджи. В сложную эпоху установления Советской власти в Кабардино-Балкарии, в годы Гражданской войны - весь род Теуважуковых был на стороне большевиков, выступал в защиту бедняков и середняков. В истории нашей республики запечатлены такие моменты из жизни с.Ашабово и представителей рода Теуважуковых, которые вместе с односельчанами послали в Нальчик резолюцию своего собрания от 24 апреля 1918 г. “Для такой армии (Красной Армии), - писали они, - мы, граждане села Ашабово, будем рекомендовать самых сознательных наших товарищей, которые с непоколебимой стойкостью защищали бы и будут защищать только власть трудового народа”. Из рода Теуважуковых вступили в войско Назира Катханова Асланбий, Хажмурат, Талустан Жаруговичи. Все они сложили свои головы в боевых сражениях за Советскую власть и в годы Гражданской войны. По мере того, как я знакомился с историей своего рода, перед моими глазами проходила история нашей страны, моей республики. И я горжусь тем, что представители рода Теуважуковых всегда умели замечательно трудиться, храбро защищать свой край, были преданы своему Отечеству.

После Гражданской войны из Теуважуковых были молодые активисты, которые возглавили работу в округе по налаживанию мирной жизни. Возможно, что не во всем и не всегда были правы приверженцы новой власти, но я с уважением отношусь к их целеустремленности и преданности избранному делу. Вот их имена: Жамбот Тоович, Амин Адамович, Тамаша Умарович, Мухамед Гисович, Тобий и Урусбий Тамлуковичи. Тяжелым испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война. Род Теуважуковых и здесь не посрамил священной памяти предков. Среди героических защитников Бреста были братья Люмаша и Ляля Ибрагимовичи. Они погибли под стенами Брестской крепости в первые дни войны. С гордостью читаю строки из учебника по истории КБАССР: “В боях за Северный Кавказ мужественно дрались с врагом Аскерби Шортанов, Буба Карданов, батальонный комиссар Магомед Теуважуков”. На войну из рода Теуважуковых ушло 30 человек, вернулось всего 5 человек. Я свято отношусь к именам тех представителей нашего рода, кто сложил свои головы на фронтах Великой Отечественной войны: Тоби Тамлукович, Хасен Галиевич, Теблис Касботович, Жамбот Тоович и многие другие. Жамбот Тоович до войны был военкомом, а во время войны - комиссаром полка. Мухамед Гисович, Тамаша Умарович, Анатолий Хатутович, Урусби Тамлукович прошли всю Великую Отечественную войну и вернулись с боевыми наградами. Из них, к сожалению, в живых осталось сейчас только двое: Урусби Тамлукович, проживающий в с.Этоко, и Анатолий Хатутович, проживающий в г.Нальчик.

Вся история рода Теуважуковых пронизана боевыми и трудовыми традициями. Мужчины нашего рода всегда были честны, порядочны, сильны и храбры, трудолюбивы и умны. Но, как говорится в кабардинской поговорке, “мужчину мужчиной делает женщина”. Именно женщины нашего рода хранили огонь в очагах, растили детей, согревали теплом своих сердец отцов, братьев, сыновей. И не было бы нашего рода, если бы преданная супруга Теуважа не родила и не вырастила пятерых сыновей Теуважуковых. Но наши женщины умели также трудиться наравне с мужчинами. Так, например, в историю республики вошло имя Хуски Теуважуковой. Молодая колхозница из сел. Этоко Зольского района Хуска Теуважукова вырастила в 1944 г. самый высокий урожай кукурузы в республике. Таужан Теуважукова, Люба Теуважукова - передовые труженицы колхоза “Красная Кабарда” - имели правительственные награды за восстановление сельского хозяйства в послевоенные годы. Сейчас среди женщин рода Теуважуковых есть молодые ученые, журналистки, юристы, учителя, музыканты. Я думаю, что они впишут еще много славных страниц в историю своего рода.

ТЕУВАЖУКОВ ЗАЛИМХАН
Из журнала “Генеалогия Северного Кавказа” (выпуск 3/ 2003).
Статья приводится в сокращенном варианте

Hosted by uCoz