Тоховы

Среди жителей аула Хагундокова (на Куме) за 1868 г. зафиксированы сироты Хацу и Берту, принадлежавшие владельцу аула Зурабу Хагундокову. А в 1886 г. в с.Кармова они же проживали под именами Тохов Хацу Тохович (49 лет) и Тохов Берту Зурабович (34 лет). Согласно преданию (инф. Хабиж Тохов), часть Тоховых, к которым, принадлежит и он, восходит к шапсугскому племени адыгов. Фамилия их предка — Шамурза Имамов. Вынужденный скрываться, он оставил жену и ребенка под покровительством своего знакомого, владельца аула - Зураба Хагундокова. Имамов пропал без вести, и фамилия отца не закрепилась за упомянутым Хацу. Его фамилией, так же как и отчеством, стало имя матери — Тох (Т1эхъуы). Брат Хацу по матери, Берту Зурабович, получил фамилию аналогичным образом. Его потомки ведут свой род от Зураба Хагундокова. Фамилия Имамов однако, не пропала бесследно. Имамовы, проживающие в Кызбуруне II, — прямые потомки от его первого брака того самого Шамурзы Имамова. Между представителями обеих фамилий до недавнего времени поддерживались кровнородственные отношения.

Один из носителей фамилии Тоховых популярен в народе: его имя (Хабан) фигурирует в известной балкарской народной песне-плаче об Али Бейцизове. В соответствии с версией односельчан, Хабан и Али были закадычные друзья. Однажды они не поделили между собой добычу. Почти безоружный Хабан, по хитрой уловке Али, попадает в западню, в районе скалы Герпегеж, что на Кичмалке. Очевидцы и по сию пору указывают на сохранившиеся очертания могилы, якобы вырытой для Тохова, но оставшейся пустой. По заранее подготовленному сценарию, Али отлучается, якобы по делу. Через минуту начинается (дело было вечером) спровоцированная схватка между сообщниками Али и Хабаном. В тот же момент подбегает Али с недоуменным видом, но тяжело раненный Хабан успевает нанести ему рану, оказавшуюся смертельной. Тохову удалось скрыться через камышовую балку, он начал было выздоравливать, но, как говорят, подкупленный лекарь отравил своего пациента.

Песня-плач, сочиненная, по рассказам, вдовой убитого (со слов братьев Нагмана и Назира Бейтугановых):
Алийм и анэр, Алийм и анэр

Ой, дуней, хуабжьурэ магъыр.
Сытк1эрэ мыгъынырэ, Алийм и к1уэц1ым
Къамэ ф1ыц1эр щагъэджэгуащ.
Уи джэрпэджэжыр, уи джэрлэджэжыр
Айдэ, маржэ, уеджэмэ къоджэжыр жи,
“Алий” жа1эу къаджэмэ, хэт щ1эзгъэк1ыну—
Си Алийри узимы1эж.
Мы Жэналъкъыжьым, мы Жэналъкъыжьым
Ой, дуней, хьэхэр щобани,
Ой, къадзыгьуэ банэр, ей, уэ уи п1эщхьагъыурэ
Ныжэбэхэр уэ нэху уогъэщ.
Нартсанэ гъуэгур, нартсанэ гъуэгур
Ой, дуней, уи нашэ — къаши.
Ей, Чышбалъкъ аузымэ лъы ф1ыц1эр дауши,
Си Алийр къысхуашэжай.
Чышбалъкъ аузым, Чышбалъкъ аузым
О, маржэ, шыхэр щагъажи,
Алий уи жьэн — фэнхэри батыргъэн лъабжьэм
Махуиемэ щызэхагъэж.
Бейцыз Алийри, Бейщыз Алийри жи
Ой, дуней, 1эщэм щогугъри.
И щхьэм щыгугъыурэ Т1эхъухэ Хьэбэным
Ди Алийри къытф1иук1ай.
Нартсанэ больницэр, Нартсанэ больницэр
Уей, Алий, сытк1э уи хущхъуэт?!
Сэ удз хущхъуэ сыхъурэ уигу сытыралъхьэм,
Си Алий, узгъэхъужынт.
Гъэмахуэр хъумэ, гъэмахуэр хъумэ
Уей, Алий, шыхъужь уогъэпск1ыр.
Уафэхъуэпск1ым хуэдэурэ, ей, уи псэр щыхэк1ым
Сыт гущэри уэсят къэпш1ат?
Хьэ гъуабжэжьит1ыр, хъэ гьуабжэжьит1ыр
Ой, дуней, пщ1ант1эк1э, ябги,
Жылэ ябгэжьурэ Къэрмэхьэблэжьым
Си Алийри дэк1уэдэжай.

“Кабардинские фамилии: истоки и судьбы”
С.Н. Бейтуганов

Hosted by uCoz