Шора Ногма (по-кабардински - Нэгумэ Шорэ) - кабардинский просветитель, историк, филолог, поэт, общественный деятель. Родился
в 1794г. в родовом ауле Ногма на р. Джуце недалеко от г. Пятигорска в семье мелкопоместного дворянина. Он получил начальное
образование в примечетских школе, затем родители определили Шору в медресе Дагестанском ауле Эндри. Документальных источников
об образовании Шоры не сохранилось, но изучение всего курса - от начального до высшего - составляло 10-15 лет. Он закончил
обучение по программе муллы. По свидетельствам современников, Ногма знал арабский, турецкий, персидский языки. Религиозное
образование Ногмы сыграло большую роль в формировании его мировоззрения, просветительских, филологических и исторических
взглядов.
Начало профессиональной деятельности Ногма связано с работой в должности сельского муллы. Считается, что это произошло сразу
по окончании Шорой Эндерсийского медресе. С началом исполнения обязанностей рядового муллы совпадают первые опыты Ногма над
родным языком. Образцом в этом служила грамматика арабского языка. Ногма проработал в должности муллы до 1815 г.
В 1811-1816гг., в связи с русско-французской войной, России было жизненно важно приостановить военные действия на Кавказе.
Главноуправляющим Кавказом был назначен отозванный из отставки пожилой генерал-лейтенант Н.Ф.Ртищев. Это время активного
сотрудничества главного князя Кабарды К.Д.Джанхотова и наместника Кавказа Н.Ф.Ртищева. Именно тогда — в 1813—1815 гг. —
делает первые шаги как представитель прорусской партии Шора Ногма.Шора Ногма приглашался дефтердарем в мехкеме фамилий
Мисостовой и Атажукиной. Одной из основных обязанностей секретаря суда являлся перевод документов. Секретарь мехкеме должен
был владеть арабским, турецким, персидским и русским языками. Известно, что Ногма к 1815 г. знал арабский, турецкий и
персидский языки и для работы секретарем мехкеме ему необходимо было овладеть еще русским языком.
В 1815 г. Ногма уже был в числе сторонников прорусской ориентации. Атажукины просили Ртищева помочь Шоре Ногма «в скорейшем
учении российской грамоте, снабдить его квартирою и пропитанием». Из этих слов ясно, что Шору предполагалось обучить -
русскому языку в языковой среде, в какой-нибудь русской крепости на казенной квартире. Все исследователи придерживаются
мнения, что до середины 20-х гг. Шора не получал постоянной работы у русской кавказской администрации.
Шора Ногма женился в 25 лет. Жену звали Салимат Исмаиловна. После 6 лет совместной жизни, в 1825г., у четы Ногма родилась
дочь. Ее звали Кульандам. В 1826 г. родился старший сын Ерустам. Он воспитывался дома, до 13 лет, затем был отправлен отцом
в С.-Петербург на учебу. В 1838 г. родился средний сын Ериван. В 1839 г. родился младший сын Иришид. Если в начале
супружеской жизни, в 1819 г., Шора Ногма вступал на путь прорусской ориентации, то в конце 1830-х гг. он пересмотрел свою
культурную ориентацию.
От второго мужа (Шолоха Дагазовича Альмова) Кульандам родила двух сыновей — Батырбека в 1861 г. и Хажи Смаила (Куржим) в
1864 г. Батырбек работал старшиной в своем родном селении Лафишево, а затем в селении Кармово, где он сменил на этой
должности известного просветителя Т. П. Кашежева в 1911 г. У Батырбека была дочь - красавица Фатима, при рождении которой в
1892 г. умерла ее мать Хура. Фатима в 1912 г. вышла замуж за известного кабардинского просветителя, в советское время
работавшего учителем, автора нескольких литературных произведений Карачая Мисостовича Блаева. У них родились две дочери.
Фуза Карачаевна Блаева — кандидат медицинских наук, заслуженный врач РСФСР, доцент КБГУ, награждена медалями «За оборону
Кавказа» (1944), «За победу над Германией» (1946), кавалер ордена Ленина (1957), депутат Верховного Совета СССР (1958). Ее
старший сын, Адиль Васильевич Тимофеев,— доктор технических наук, автор книг по роботосистемам; младший, Владимир Васильевич
Блаев,— кандидат наук. Младшая дочь Фатимы — Ляна Карачаевна Шауцукова — кандидат медицинских наук, доцент КБГУ, заслуженный
деятель науки КБР.
Ляна Карачаевна была широко образованным человеком, знатоком литературы и живописи, великолепно знала культуру древней
Греции и Рима. Она представляла науку КБР на международных конгрессах в Париже и Будапеште. Обе ее дочери, Лейла
Залим-Гериевна и Лаура Залим-Гериевна, кандидаты наук. Глядя на эту генеалогическую ветвь, хочется сказать, что Шора посеял
богатое семя на ниве просвещения. Как будто дочь
унаследовала в полном объеме склонность отца к науке и передала ее потомству.
В год рождения своего старшего сына Ногма получил первую должность от российской администрации на Кавказе – должность
полкового писаря. Работа писаря столкнула Ногма с проблемой изучения русского языка. По словам Ногмы, он начал учить
русский язык в 30 лет. Но все же он был недоволен собой. В 1828 г. семья Ногма, переселилась на другое место, у р. Малка. К
этому времени Ногма, скорее всего, ушел с работы писаря, решив поступить на военную службу. Однако в связи с переселением
аула, Ногма вынужден был отложить свое поступление на военную службу, для того чтобы обустроиться на новом месте.
Начало творчества Шоры Ногма можно отнести к середине 20-х гг. Первое свидетельство о начале творческого пути Ногма
относится к лету 1825 г. Оно принадлежит русскому поэту С.Д.Нечаеву, посетившему Минеральные Воды и познакомившемуся с
Шорой. Свои заметки Нечаев опубликовал под названием «Отрывки из путевых записок о Юго-Восточной России» в январе следующего
года в журнале «Московский телеграф». Нечаев отметил две стороны творческой деятельности Ногма. Одна из них — работа над
составлением алфавита. По свидетельству самого Ногма, мысль о создании адыгской грамматики ему пришла тогда, когда он начал
изучать языки. Составляя алфавит, Ш.Ногма, как и Н.Шеретлук, исходил, с одной стороны, из личного честолюбия стать
основателем адыгской письменности.
B 1840 г. Ногма закончил «Начальные правила А(н)тыхейской грамматики» в том варианте, который дошел до нас и получил
название "Грамматика 1840 г.". Грамматика 1840 г. была выполнена алфавитом на русской графической основе. В основу
кабардинского алфавита Ногма положил 34 знака из которых 33 буквы позаимствовал из русского алфавита, а одну (h) — из
немецкого. Русская графика должна была, по замыслу Ногма, облегчить его соотечественникам изучение не только своего
кабардинского языка, но и русского языка, и наоборот: познакомить русских с языком кабардинским.
Однако обычных русских букв оказалось недостаточно, и он вынужден был прибегнуть к диакритическим (надбуквенным) значкам —
здесь немаловажную роль сыграло знание Шорой Ногма арабского языка — и общее количество букв алфавита Ногма достигло 49
знаков. После завершения «Начальных правил А(н)тыхейской грамматики», получивших в ногмоведении условное название Грамматика
1840 г., Ногма под влиянием идеи открытия кабардинского училища начал работать над «Начальными правилами Кабардинской
грамматики», которые в ногмоведении принято называть "Грамматикой 1843 г.". Грамматика 1843 г. создавалась на основе
Грамматики 1840 г., что явствует из их текстологического сравнения.
|